По порядку рассчитайся!

 
Сегодня  мы хотим рассказать о современной теории очередности рождения, познакомившись с которой, вы, возможно, сможете увидеть себя со стороны, узнать членов своей семьи, проанализировать и понять поведение своих детей в определенных ситуациях. Автор теории очередности рождения - психотерапевт Клиф Исааксон, член американской психотерапевтической ассоциации, отец пятерых детей. Он открыл центр психологической помощи, где и применяет на практике свою теорию, на доступном языке объясняя особенности мировосприятия и мышления, взаимодействия человека с социумом в зависимости от порядка его рождения в семье. 
 
Теория очередности рождения выделяет пять типов личности в зависимости от их появления на свет: «единственный», «первый», «второй», «третий» и «четвертый» типы. Как они определяются? Когда разница между рождением первых двух детей составляет менее пяти лет, то дети относятся к «первому» и «второму» типам. Если между появлением первого и второго ребенка проходит пять и более лет, то у обоих складывается тип личности «единственного ребенка». Однако, если при этом рождается третий ребенок, то у второго складывается «первый» тип личности. Третий ребенок будет иметь «третий» тип личности, даже если разрыв в возрасте между вторым и третьим ребенком достигает четырнадцати лет. Четвертый ребенок будет обладать «четвертым» типом личности, даже если разница в возрасте между третьим и четвертым ребенком достигает десяти лет. У близнецов вырабатываются последовательные психологические типы. В многодетных семьях набор типов личностей циклически повторяется. Когда в семье появляется пятый ребенок, он из-за особенностей взаимоотношений с четвертым становится «единственным ребенком». А если в семье родится шестой ребенок, то у пятого сформируется «первый» тип личности и т.д. При этом пол ребенка здесь не имеет особого значения. Сразу хотим подчеркнуть, что нет плохих или хороших типов личности, все они разные и могут быть только более или менее выраженными. 
 
«ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК»
 
«Единственные дети» образуют очень интересную и многочисленную группу в мире психологических типах личности. Этот тип личности наиболее распространен, т.к. каждый четвертый человек в мире – «единственный ребенок». С самого раннего детства  им приходится учиться играть одним, не чувствуя себя одиноко. Для этого они быстро заводят воображаемых друзей - это может быть особая игрушка, домашнее животное или какой-то предмет. Воображаемый друг наделяется характерными чертами личности и особенностями поведения и продолжает существовать даже после того, как ребенок вырастает. Наверняка, среди ваших знакомых есть такой человек, который относится к своему автомобилю как к члену семьи, дает ему имя, разговаривает с ним? «Единственные» часто смотрят на своих реальных друзей как на воображаемых.
 
В результате они склонны перебивать, так как считают, что им уже известно, о чем думает собеседник, и слушать дальше нет необходимости. Когда их друзья сталкиваются с проблемами, они охотно дают советы и считают свое мнение безупречным. «Единственный ребенок» часто проецирует на себя чувства партнера: если кому-то плохо, ему тоже плохо, если кто-то счастлив, то и он тоже будет счастлив. Они не нуждаются в понимании со стороны родственников, поэтому даже самые близкие люди, как правило, не знают, что творится в голове у «единственного ребенка».
 
Проблема, которая может занимать «единственного» в течение всей жизни, начиная с раннего детства, - это борьба с вмешательством в его жизнь. Такого ребенка часто беспокоят и перебивают, как это происходит с большинством маленьких детей - либо по необходимости, так как они занимаются чем-то недозволенным, либо просто потому, что одному из родителей хочется провести время вместе с ним. Поэтому с детства «единственные дети» все делают очень быстро, что иногда доходит до смешного. Такой ребенок может подбежать к коробке с игрушками и вывалить ее содержимое на пол, прежде чем кто-нибудь скажет: «Почему бы тебе не взять только кубики?». Он же возьмет карандаш и закрасит небо своим любимым зеленым цветом, прежде чем кто-то успеет сказать: «Давай, небо покрасим синим». Маленькие непоседы думают, что если они поспешат, ни у кого не будет времени предложить: «Почему бы тебе не...?»
 
Интересно понаблюдать за «единственными детьми», когда они вырастают и становятся взрослыми. Занимаясь повседневной домашней работой, они стараются найти немного времени для того, чтобы посмотреть телевизор или для других приятных занятий. А когда позволяет себе настоящее веселье, то начинают беспокоиться о делах, которые не успели сделать. Именно поэтому они изо всех сил стараются планировать и организовывать свою жизнь, выводя на первое место длинные списки и расписания. «Единственные дети» действительно склонны думать сердцем, а не умом, поэтому люди этого типа могут быть склонны к беспокойствам по самым различным поводам. Чтобы «единственный ребенок» чувствовал себя комфортно, у него должно быть свободное время и достаточное количества свободного места, чтобы заниматься любимыми делами. 
 
ПЕРВЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ
 
Сначала первенец – «единственный ребенок» в семье. После появления брата или сестры первый может сохранить тип «единственного ребенка» при условии, что не утратит внимания родителей. Однако чаще всего часто бывает так, что мамочка уже не успевает справляться одновременно с двумя малышами, а ее помощники не уделяют должного внимания старшему ребенку. В таком случае у него начинает развиваться «первый» тип личности. Рассмотрим, как реагирует первый ребенок на появление еще одного члена семьи, что он ощущает? Чувство восторженного ожидания и надежды, поощряемое родителями, может смениться грустью и нервозностью. Ведь еще вчера он был центром вселенной, получал массу внимания, объятий и поцелуев, а теперь все чаще ему приходится ждать своей очереди: пока малыша покормят, сменят пеленки, погуляют. Естественно, ему кажется, что это несправедливо. Поскольку «первый» всего лишь ребенок, у него появляется чувство вины, которое может остаться с ним на всю жизнь, возникая каждый раз, когда он посчитает, что кто-то ведет себя безразлично по отношению к нему. В этот период очень важно как можно чаще говорить ему о своей любви. 
 
Став взрослыми, «первые» надеются на будущее, игнорируя то, что происходит в настоящем. Они всегда настроены на ожидания других и стараются оправдать эти ожидания. Дома и в кругу семьи они требуют условной любви в виде уважения. Они хотят знать, что дети их слушаются, а супруг или супруга прислушивается к их мнению. Разногласия с супругом (супругой) крайне болезненны для «первого», так как означают утрату любви и возвращение к детским переживаниям. Поэтому они пользуются разными способами, чтобы заставить соглашаться с ними. Вне дома «первые» стремятся вызывать восхищение и одобрение, поскольку чувствуют, что не могут пользоваться той властью, которой распоряжаются дома, чтобы заставить уважать себя. Одобрение окружающих имеет для них огромное значение, «первые» испытывают сильное чувство вины в ответ на любую негативную реакцию. Они склонны идти на компромиссы: когда друзья хотят что-то получить, они не встречают отказа. Теория очередности рождения изменяет привычные представления о «первых» как о великих лидерах. Действительно, они могут быть хорошими лидерами дома, и эти навыки помогают им в других областях жизни. 
с детства «единственные дети» все делают очень быстро, что иногда доходит до смешного
 
ВТОРОЙ ТИП ЛИЧНОСТИ
 
С самого начала своей жизни «вторые» имеют тягу к соперничеству. Им нелегко ладить с «первыми». Рассмотрим любую семейную ситуацию с участием «первого» и «второго» и сразу заметим, что «первому» нравится говорить за «второго». «Первые» все время стараются превзойти «вторых». Если «второй» показывает бабушке или дедушке что-то новое, через несколько минут «первый» постарается привлечь их внимание чем-то более впечатляющим. Ожесточенное соперничество с «первым» часто заставляет «второго» думать, что нет такого дела, которое он смог бы выполнить достаточно хорошо. Кто не слышал хвастовства вроде «Я больше и сильнее, чем ты», или «Я уже поступил в первый класс», или «Мне это уже подарили на день рождения в прошлом году»? Бедный «второй» получает по полной программе и, конечно, пока не понимает, что «первый» может быть более способным просто из-за разницы в возрасте. 
 
Многие «вторые» с детских лет начинают думать, что они ничего не могут сделать правильно. Они говорят себе: «Ладно, я не могу сделать это так хорошо, как другие, зато я могу сделать другое и гораздо лучше, чем все остальные». Так «вторые» становятся непревзойденными знатоками в узких областях знаний. В профессиональном отношении взрослый «второй» старается делать все так, «как надо». Они склонны браться за работу, которая требует внимания к деталям, поскольку это дает им возможность показать свое совершенство, к которому они постоянно стремятся. Они любят содержать себя и свои вещи в идеальном порядке.
 
Многие «вторые» дети очень раздражаются, когда совершают ошибку при рисовании или выполнении домашней работы. Для них недостаточно просто стереть ластиком неправильно проведенную линию, они выбрасывают страницу за страницей, пока им не удается сделать работу без единой ошибки. 
 
Стремление к совершенству может быть столь сильным, что мечты о великих свершениях могут занять место их реальных достижений. Неудивительно, что «вторым» бывает трудно хвалить других людей. Их скупость на комплименты объясняется тем, что в детстве чаще похвалы доставались «первым». Вместо того, чтобы сказать кому-то: «Ты превосходно поработал», «второй» скорее скажет: «Если бы сделал то-то и то-то, получилось бы гораздо лучше». Делая критические замечания и сводя комплименты к минимуму, «вторые» пытаются помочь другим достичь того уровня совершенства, к которому они сами стремятся. Таким образом, для «второго» чувства и эмоции постепенно отступают на второй план, они живут умом, а не сердцем. 
 
ТРЕТИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ
 
Этот тип личности очень интересен и необычен. Начиная с очень юного возраста, «третий» ощущает на себе психологическое давление, чаще всего со стороны «второго». «Вторые» ищут всевозможные способы, чтобы зацепить малыша и испортить ему настроение. Это связано с тем, что таким способом «вторые» пытаются переложить на младшего брата или сестру собственные пережитые ощущения. «Вот, - говорит «второй», - можешь забрать это себе, мне оно точно не нужно». Так «третий» постоянно остается с тем, что ему совсем не нужно. Или как насчет «второго», который заставляет «третьего» брать на себя мелкую домашнюю работу? Или перепалки, которые переходят в ссоры и заканчиваются дракой? В конце концов, матери это надоедает. Она говорит «третьему», чтобы он просто не обращал внимания на «второго», и тогда он прекратит свои приставания. Когда игнорирование нападок «второго» наконец приводит к желанному результату, он не может поверить своим глазам: «второй» пребывает в растерянности и не знает, что делать дальше. 
 
«Третьим» не нужно развивать перфекционизм и доводить все до совершенства, как «вторым». Они должны найти способ, как справляться с той внешней угрозой, которая часто бывает направлена в их адрес.
 
«Третьи», которым удается победить свои страхи, становятся абсолютно бесстрашными. Но поскольку страх все равно таится где-то в глубине их существа, они должны постоянно доказывать свое бесстрашие себе и другим. Они любят рисковать и отваживаются на необычные поступки. Погружение с аквалангом? Прыжки с парашютом? Кто пойдет первым? «Третий» выходит вперед. «Третьи», которые не могут победить свои страхи, движутся в противоположном направлении. Фактически самые обычные страхи могут усилить их беспокойство до такой степени, что они начинают прятаться дома и полностью меняют свой образ жизни. Вместе с тем чувство собственной уязвимости наделяет их замечательным даром. Они обладают огромным состраданием, а также сочувствием ко всем нуждающимся в помощи. Кризисные ситуации выявляют лучшие качества «третьих»: они любят действовать, не ожидая подсказки сверху. 
 
ЧЕТВЕРТЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ
 
В детстве «четвертому» дают понять, что он - самый младший, поэтому не может ничего делать самостоятельно и  должен полагаться на старших братьев и сестер, которые учат его, как нужно жить в этом мире. Взрослея, «четвертые» наблюдают за тем, как старшие родственники справляются с делами, трудными для них, и решают, что если смогут сделать то же самое, то все будет нормально. Это может быть что-то простое, вроде домашней работы, обучения навыкам вождения или трехкилометровой пробежки. «Четвертый» думает примерно так: «Как только я научусь делать это, то стану взрослым и люди начнут уважать меня». Поэтому у людей, принадлежащих к этому типу, вырабатывается внутренняя убежденность в том, что жизнь – это постоянная борьба и что упорство – ключ ко всему на свете.
 
Что же происходит, когда в семье появляется следующий ребенок? Это довольно простой сценарий: у пятого по рождению ребенка быстро формируется тип личности «единственного ребенка», и процесс очередности рождения начинается с начала.
 
В православных семьях родители стремятся создать атмосферу любви, сплоченности, стараются направить детей на служение друг другу, развивать взаимопомощь. Мы будем рады, если теория очередности детей поможет объяснить особенности поведения, черты характера ваших близких, позволит лучше понять своих детей, перестать излишне гневаться и раздражаться на них. Мы ждем ваших откликов: узнали ли вы что-то полезное для себя о воспитании детей, смогли ли найти ответы на свои вопросы и применить на практике полученную информацию? 
 
 
Елена Макеева
подготовлен с использованием книги

К.Исааксон «Рожденный первым»
фото из открытых источников

№12 (89) / 8 декабря &lsquo09
 
 

Деятельно­сть многих направлени­й Православн­ой Службы Милосердия­ осуществля­ется благодаря помощи добровольн­ых помощников­, которые по зову своей души откликаютс­я на наши просьбы и нужды. Но для организаци­и полноценно­й работы для нас не менее важна и финансовая­ поддержка. Если деятельнос­ть Службы нашла отклик в Вашем сердце, то Вы можете прямо сейчас поддержать­ Православн­ую Службу Милосердия­ и принять участие в реализации­ любого из наших проектов.

 
   
08 октября 2012г.