Как распознать ошибочность своего взгляда на церковную жизнь?

Невозможно уверовать в Бога, если не было первой встречи с Ним, пусть даже самой мимолетной, почти незаметной.

Невозможно, пережив такую встречу, продолжать жить, как бы ее не помня, не замечая следа Господня в душе. Но что делать, если душа не горит, не жаждет Бога, как раньше? Что делать, если хождение в храм стало привычкой, а не великой встречей с Богом? Об этом мы говорим сегодня с о. Евгением Попиченко.


- У новоначальных, как правило, мало знаний, но огромная жажда Бога, желание новой жизни, духовного подвига. Почему они такие пылкие?

- Опыт жизни с Богом, опыт выстраивания с Ним отношений у всех нас очень маленький, но у каждого есть опыт первой любви, с которой можно сравнить первую встречу человека с Богом. Может быть, первая любовь приходила в детстве или в юности, может быть, у кого-то из первой любви выросло что-то серьезное, настоящее, крепкое и плодоносное: малая Церковь — семья. А возможно, что в процессе отношений первое чувство куда-то незаметно ушло.

Многие воспринимают это как катастрофу: нет чувств, значит, нет и смысла в дальнейших отношениях. В таких размышлениях кроется трагическая ошибка. Это происходит от того, что современный человек дезориентирован как в жизни духовной, так и в жизни семейной. Он совершенно не представляет себе цели создания семьи. Иной раз приходится бывать на свадьбах и становится очень тоскливо от того, что желают молодоженам взрослые семейные тети и дяди.

Желают счастья, любви, денег... Все это хорошо, но цель семьи — это спасение в совместном сотрудничестве двух любящих сердец с Богом.

Владыка Викентий, благословляя молодых, желает им терпения и смирения, то есть самых необходимых качеств для дальнейшей жизни. Потому что влюбленность быстро проходит.

Так же и в духовной жизни есть этап влюбленности в Бога, когда ты открываешь для себя духовный мир, когда ты чувствуешь Бога, красоту, гармонию, радость. Человеку все легко, ему хочется молиться, ходить в храм, чаще приходить к Причастию. Это опыт благодатного переживания. Когда св. Силуан Афонский пришел в монастырь, Господь дал ему много благодати, но потом оставил его. И с тех пор вся жизнь преподобного Силуана стала поиском этой «первой любви». Он тосковал, плакал, скорбел о своей оставленности Богом. Так в самом начале духовного пути Господь выдает человеку некие «авансы» — первые месяцы или даже годы человек знает то, к чему нужно стремиться, и у него есть силы для реализации этого стремления. Эти силы даются в первую очередь для того, чтобы уверовавший человек основал фундамент, на котором в дальнейшем можно было бы строить храм своей души, отношения с Богом.

По аналогии можно привести пример с мамой, которая учит ребенка ходить. На ручках у мамы хорошо, ты чувствуешь ее заботливые и надежные руки. Но нужно идти своими ножками. Тогда мама отпускает тебя, и ты идешь сам, спотыкаешься, падаешь, ударяешься, плачешь и хочешь обратно на ручки. Но тут мама проявляет строгость, так как она понимает необходимость учиться самостоятельно ходить. У Бога такая же педагогика: Господь сначала лаской дает понять, ради чего мы идем, показывает нам ни с чем не сравнимую радость, а потом лишает нас благодатной радости, чтобы мы искали ее сами и при этом «учились ходить».

- Почему же тогда люди, которые уже не первый год ходят в храм, охладевают и уже не желают искать, стремиться, а ходят в храм, молятся, постятся, и даже участвуют в таинствах как бы по привычке?

- Мы забываем о цели наших поступков. Зачем мы идем куда-то или делаем что-то.

Вот цель создания семьи — это создание малой Церкви (в которой отец — это священнослужитель, глава, окормитель мать — диакон, помощница отцу дети — паства, приход). Для чего приходит человек в Церковь? Для того, чтобы достигнуть спасения, достигнуть близких, родственных отношений с Богом, чтобы можно было с полным правом обращаться к Богу, как к Отцу, молясь «Отче наш» — это единственная цель! Но часто мы встречаем человека, который все очень правильно объясняет. Его спрашиваешь: «В чем смысл твоей жизни?». Отвечает совершенно здраво: «Спасение души». «Все правильно, но это действительно цель твоей жизни? Ты ежедневно, ежеминутно каждый свой шаг направляешь к достижению этой цели?!». Ведь если у человека есть четкая цель, то он не отвлекается на то, что его отдалит от ее реализации.

Например, человеку нужно за два дня добраться на машине из Екатеринбурга в Москву. Так ведь он не будет заезжать погостить на три денька к тетушке в Казань и на недельку к дядюшке в деревню. Нет. Он рассчитает маршрут, отложит необходимые средства и будет строго придерживаться плана, только тогда он доберется вовремя.

Мы же часто забываем о нашей наиглавнейшей цели. Мало того, цель часто становится средством. Духовная жизнь (пост, молитва, таинства), по слову преподобного Серафима Саровского, есть «средства достижения благодати Духа Святаго Божьего», средства, через которые душа должна войти в общение с Богом. А для нас, порой, становится целью исполнение формальных, внешних действий.

Надо себе чаще напоминать о цели и средствах.

- Каким образом распознать ошибочность своего взгляда на церковную жизнь?

- Нужно обязательно время от времени проверять себя: что в моей жизни меняется?

Вот прошло три года моей церковной жизни. А что изменилось в моей душе, в отношениях с ближними? Очень полезно спросить у домашних, стал ли я лучше, смиреннее, терпимее, внимательнее, остался таким же, или, напротив, стал хуже, раздражительнее, гневливее. Если родственники эту правду не скажут (а ведь они могут быть заражены лицемерием или просто бояться сказать правду), то нужно спросить у священника, который меня давно знает: стал ли я усерднее молиться, внимательнее готовиться к исповеди, стремиться ко Причастию, стал ли я более усерден в приходской жизни, появилась ли в моих поступках жертвенность.

Священник скажет правду, только каждый ли готов ее услышать, ведь правда глаза колет. А ведь это очень важный момент — как Церковь влияет на мою жизнь?

Если я не меняюсь и становлюсь еще хуже, то я просто зря теряю время.

Церковь должна изменять человека. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», — говорит апостол Павел (Фил. 2, 5).

А если человек действительно хочет спасения души, но после такой проверки обнаружил, что в его церковной жизни, молитве, участии в таинствах отсутствует благоговение. В храме ему все знакомо (здесь он что-то отремонтировал, здесь что-то помыл, тут он всегда стоит на службе), храм перестал быть храмом и стал домом. Что ему делать?

Храм не должен превращаться в дом, клуб, кружок по интересам, это не место общения. Это принципиальный момент. Храм есть дом Божий, дом молитвы! Это место, где присутствует Царь царей. И каждый раз, идя в храм, нужно себе об этом напоминать. Родители должны напоминать об этом не только себе, но и своим детям давать четкую программу поведения: «Завтра мы идем на службу, поэтому ты, пожалуйста, внимательно стой, как свечка, а ты, как солдатик, помогай смотреть за свечами».

Человек ведь рассеивается, поэтому нужно постоянно себя дисциплинировать и призывать к порядку. Вот, например, звучит возглас «Святая святым», в алтаре начинают причащаться священники. Это не пауза в богослужении, не время, когда можно поздороваться с кем-то и обсудить какие-то дела. «Кто проводит время бдения в пустословиях, тот лучше бы сделал, если бы провел его во сне» (авва Исаия). В храме должна стоять благоговейная тишина, прихожане должны молиться о достойном причащении своих пастырей и о своем скором причащении.

Служба закончится, приложитесь ко Кресту и во дворе храма обговорите все, что вас интересует. Для этого во дворе все благоустроено, есть и скамейки, и качели. А храм не должен быть ни проходным двором, ни базаром, ни клубом.

- Батюшка, поясните, что такое благоговение?

- В немецком языке слово «Бог» означает «Тот, перед которым преклоняют колени».

Также одно из значений слова «религия» — поклонение, благоговение перед Всевышним. Благоговение — это готовность человека склониться перед Богом, смирить свое «Я», приструнить свою рассеянность, отвергнуть суетность, оставить свои желания. «Если бы Христос был здесь, перед нами совершенно прозрачными, умом и телом, для Его взгляда, то мы испытывали бы благоговение, страх Божий, любовь, может быть, даже ужас, но не держали бы себя так вольно, как делаем это обычно» (митрополит Сурожский Антоний «Школа молитвы»).

Без благоговения, без душевного трепета невозможны нормальные отношения с Богом. Странными кажутся протестанты, которые могут сказать «Иисус — наш друг! Ты славный парень, Иисус» — в этих словах нет никакого уважения.

Чтобы люди избегали таких опасных заблуждений, Господь в начале десяти заповедей указывает: «Не приемли имени Господа Бога твоего всуе» — это заповедь благоговения предупреждает о том, что нельзя употреблять Имя Божие, как присловие («тьфу ты, Господи» или «ой, Боже мой» и так далее). Никаких нормальных отношений быть не может с тем, кого ты не уважаешь. То же самое происходит, когда супруги не уважают друг друга или дети родителей.

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, и да долголетен будеши на земли » — вот еще одна заповедь о благоговении, в которой подчеркивается, что благоговение к родителям — условие долгой и хорошей жизни.

- А можно ли воспитать благоговение?

- Конечно, у нас в Церкви очень много направлено на воспитание благоговения.

Святитель Филарет Московский сказал: «Не столько человек созидает и посвящает храм Богу, сколько Сам Бог дарует Свой храм человеку». Поэтому почитание святыни храма необходимо. Входя в храм, мужчины снимают головной убор, а женщины покрывают голову, подходят и прикладываются к иконам и мощам, подходят под благословение к священникам.

Многие возмущаются: «Зачем все эти формальности?! Главное то, что в душе». А затем и нужно, что все это — средства правильной настройки души. Почему у протестантов нет благоговения? Потому что нет икон, нет святынь, нет священников и храмов, поэтому и со Христом «запанибрата» общаются.

Иногда можно услышать от прихожанина такие ревнивые фразы: «Это мой батюшка, это мой храм! Почему это кому-то он больше внимания уделяет, чем мне?»...

Да с апостольских времен такие высказывания звучат: «Сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов» «я Аполлосов» «я Кифин» «а я Христов». Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор.1, 11-13).

Ревность — это грех и немощь человеческая. Люди, которые в храме существуют уже много лет, действительно обижаются, что им меньше времени и внимания уделяется, чем «новеньким».

Здесь уместно вспомнить притчу о блудном сыне, когда отец говорит старшему брату: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 31-32).

Сегодня очень много людей, которые «пропадали и нашлись», приходят в храм. Они не знают храма, опасаются прихожан, боятся своих оплошностей от незнания. Важно их поддержать, подсказать первые шаги. А когда человек освоился, в церковной жизни идет уже «своими ногами», его можно потихоньку отпустить. Пусть идет, уповая на помощь Божию, пусть учится, растет.

- Часто Вы говорите о том, что сегодняшние оглашаемые знают и читают больше, чем люди, давно принявшие Крещение. Почему крестившись и прочитав две-три книжки-брошюрки, человек более не заботится о своем образовании, но вполне удовлетворенно воспринимает себя, как «знатока церковной жизни»?

- Недавно в момент совершения таинства Крещения очень приятно поразила благодарность одной крестной за то, что с ними проводились огласительные беседы: «Мы так многого не знали, а сейчас нам показали ориентиры, в направлении которых нужно теперь работать. Это так важно для нас и наших крестников!». К великому сожалению настроенных таким образом людей встречаешь редко. В основном люди, которым говоришь, что нужно послушать такие-то лекции, прочитать такие-то книги и посетить беседы, морщатся и раздражительно говорят: «Мы и так все знаем! У меня бабушка крещеная, у нее дома иконы» или «Зачем ходить на воскресную школу? Я и так давно в храме и без занятий прекрасно все знаю!».

Это смертельно опасная установка, потому что, приняв крещение, человек ввязывается в духовную войну, но при этом не знает ни хитростей врага, ни тактики борьбы. Естественно, что дьявол над ним только посмеется.

Но все-таки есть люди, которые хотят узнавать Бога, для них нужно только создать условия, «реанимировать» и «раскачать» их духовную жизнь, «зажечь» молитву, привить вкус к духовной литературе. Сейчас для желающих возможностей для роста, слава Богу, предостаточно. Весь вопрос в желании: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9, 23).

Для того, чтобы организовать свою духовную жизнь, нужно отвергнуться себя: отвергнуться от лежания на диване перед телевизором, от излишнего сидения за трапезой или в интернете. Ведь все эти занятия отнимают время — самое дорогое, которое, если потеряешь, то уже не найдешь. Почему пропадает духовный запал?

Потому что люди перестают двигаться, понуждать себя к духовной жизни. Потому что люди нарушают основные законы благодатной жизни. А нужно-то совсем малое. Во-первых, следить за своим молитвенным правилом. Во-вторых, приучать себя к духовному чтению (по полчаса в день читать творения святых отцов, а не просто «Православную газету» полистать, чтобы фотографии посмотреть).

Читать нужно именно тех, кто стяжал благодать Духа Святаго, потому что такие книги могут передать духовный импульс от автора к читателю. Обязательно ежедневно читать Евангелие и Послания апостолов, ведь это источник благодати.

В-третьих, участвовать в таинствах, внимательно следя за покаянием. Ведь правильное состояние христианина — это пребывание в покаянии, то есть памятование о своих грехах и желание их исправить. И, в-четвертых, посильное исполнение заповедей Божиих (дела милосердия, бескорыстного служения ближнему). Вот четыре источника, которые дают человеку силы, желание стремиться к Богу.

- О. Евгений, что делать человеку, имеющему послушание в храме, из-за выполнения которого он наносит урон своей духовной жизни? Например, если такому человеку певчие на время службы отдают своих маленьких детей.

- Это просто замечательно, если человек, одаренный талантом общения с маленькими детьми, может дать возможность мамочкам послужить Богу. Такая нянечка жертвенно гуляет с детьми, следит за ними во время службы. Просто нужно, чтобы какой-то день в неделю этот человек посвятил спокойной молитве в храме, когда нет никаких к нему «поручений».

Трудно приходится клиросным певчим с маленькими детьми, которых некуда девать, и мама не может оставить службу и отвлекается на детей. А при этом нужно не только все вовремя и правильно петь, но еще и молиться — это высший профессионализм. Если обычные прихожане вместе с детьми стоят на службе, своим примером научая детей поведению в храме, то дети церковнослужителей иной раз оказываются и без присмотра, и без примера.

Воспитание благоговейного отношения к службе у детей — один из самых проблемных вопросов сегодня. Каждый родитель, зная темперамент своего ребенка, его личностные особенности, должен продумать тактику воспитания.

Если ребенок не может долго стоять на службе, то нужно прийти на кусочек службы, но в это время родитель и ребенок должны вместе стоять и внимать богослужению. Потом выйти во двор, чтобы не мешать другим беготней и хныканьем. Чтобы не было такого, что родители стоят и молятся в храме, а дети в воскресной школе затевают драку. И в данном случае не надо боятся быть строгими, ведь в Писании сказано: «Проклят всяк, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48, 10). Это означает, что душа начинает развиваться неправильно, и впоследствии человек может совсем потерять Бога.

Вообще ребенок может потерять смысл происходящего. Его с детства приводят в храм, а зачем, почему, он и объяснить не может. Ходит просто по привычке. И в его сознании остается мысль: «Если Бог и есть, то Он где-то далеко».

Многие революционеры как раз воспитывались в строгих рамках. Но воспитание это было формальным, бездумным. Родители исполняли все правила, но абсолютно не слышали своих детей. Потом дети выросли и разрушили то, что было для них мертвым изначально. Если сам человек не собирал духовных сокровищ, то он потом их и не ценит ни у себя, ни у других. Несчастны дети, которые росли как бы в верующих семьях, а сами опыта «первой любви» к Богу не пережили, у них не было исканий, не было встречи. Не было жажды Бога. Хотя их и научили молиться и приступать к Таинствам, но в этом не было их души.

Вот поэтому в подростковом возрасте ребенок, который до этого и к Таинствам приступал, и в воскресной школе учился, отпадает от Церкви. Для того, чтобы избежать развития формализма в наших детях, нам в первую очередь самим нужно иметь живую веру и любовь к Богу и ближнему. Огонь только от огня зажигается. То есть нужно начинать с себя, иначе мы лишь продолжим наши ошибки в наших детях.

Надеюсь, что сказанное поможет людям, потерявшим изначальный трепет и радость от встречи с Богом, от службы и молитвы, обрести все эти дары и вновь открыть для себя источник благодати Божией и, работая над собой, возрастать изо дня в день.

Ксения Возгривцева

фото из открытых источников

Источник: Журнал «Православный Вестник» №9 (86) / 11 сентября ‘09

Пожертвовать

17 ноября 2012г.