1 сентября – празднование Донской иконы Пресвятой Богородицы
Святая Церковь совершает празднование Донской иконе Пресвятой Богородицы, установленное в честь освобождения Москвы от татар в 1591 году, 1 сентября.
В день прославления Божией Матери, «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим», как поется в известном церковном песнопении, уместно будет побеседовать о происхождении этой священной песни. Мы часто слышим эту песнь – она поется ежедневно за вечерним богослужением. Но не только мы, грешные люди, прославляем Богородицу, Ее прославляют небожители, ангелы и все Небесное воинство, потому что Она Честнейшая, то есть превысшая, херувимов. И замечательно, что ту же песнь, которой мы прославляем Божию Матерь, поют ангелы Божии на небе.
В одной келье на Святой Горе Афон подвизался со своим послушником старый священноинок. Однажды он пожелал выслушать Всенощное бдение под воскресный день в соборе и пошел туда, а ученик остался дома. Настала ночь, и юноша услышал стук в дверь, открыл ее и увидел незнакомого странника – монаха. Он впустил его в келью, оставил на ночлег. Между тем настало время службы Божией, и оба они, хозяин и гость, с благоговением начали в ночной тишине славить Господа. Тихо текла своим порядком Всенощная служба, пришло время величать Пресвятую Деву Богородицу и славить «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим». И вот они встали перед иконой и начали песнопение. Инок, полный сердечного умиления и благоговения ко Всепетой, трогательно запел: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слава рождшую, сущую Богородицу Тя величаем», но дивный гость славным ангельским голосом начал: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего», а к этому уже прибавил «Честнейшую» до конца. «Чудно! – воскликнул до слез растроганный новою песней инок, – но мы поем только «Честнейшую», а «Достойно есть» до сей поры никогда не слыхали, и не только мы, но и предки наши. Впрочем, умоляю тебя, напиши мне слова песни, чтобы я мог так же, как ты, славить и величать Богородицу».
«Хорошо, – сказал незнакомец, – дай мне бумагу и чернил, и я напишу тебе эту песню для памяти». «Прости, брат, – с прискорбием отвечал инок гостю, – занимаясь молитвой и рукоделием, мы редко в них нуждаемся, и поэтому сейчас нет ни чернил, ни бумаги». «Тогда принеси мне хотя бы каменную плиту», – сказал гость. Инок тотчас принес ему плиту, и тот своим перстом начал писать на ней всю упомянутую песню. И, о чудо, как воск смягчился камень под рукой гостя. Его палец глубоко врезывался в камень, и слова четко и ясно отпечатывались на плите. Окончив писание, таинственный гость подал хозяину камень и сказал: «Отныне и навсегда так пойте и вы, и все православные христиане». Сказал и вдруг исчез. Это был Архангел Гавриил, посланный от Бога возвестить христианам сложенную ангелами песню в честь
Матери Божией. Радость и трепет объяли смиренного инока. Долго он, пораженный чудом, с благоговением стоял перед начертанными рукой Архангела словами и, не доверяя себе, ощупывал их руками, перечитывал и заучивал наизусть. На рассвете возвратился старец и застал своего ученика поющим новую песню. «Где ты так выучился петь?», – спросил он ученика, удивленный песнопением. Тот рассказал, что случилось, показал и сам камень с чудесным начертанием на нем песни «Достойно есть». С изумлением старец смотрел на эту исписанную неземной рукой каменную плиту, много раз перечитывал священную песню, наконец, взявши камень, представил его на рассмотрение целого собора старцев и рассказал все подробности этого события. Тогда все прославили Господа, воспели Пречистой Его Матери новую песню.
Святую икону, перед которой Архангел воспел эту песню, стали называть «Достойно есть». Эта икона и по сие время находится на Афонской Горе.
Протоиерей Евгений Попиченко