1 августа – день памяти преподобного Серафима Саровского
В лукавую душу не войдет премудрость
Каждый народ имеет свои психологические особенности: кто-то сметливость, расчетливость, кто-то энергичность, кто-то пунктуальность, кто-то изворотливость.Русский народ с веками не потерял способность видеть свои грехи, каяться и тяготеть к тихому, спокойному, мирному житию в благочестии и чистоте. 1 августа Святая Церковь совершает память одного из любимейших ее чад.
Именно образ русской святости явил в жизни преподобный Серафим Саровский, память которого мы ныне совершаем. В миру Прохор Мошнин, он родился 1 августа 1759 года в Курске в семье благочестивых христиан Исидора и Агафии Мошниных. С детства обладая прекрасной памятью, Прохор рано выучился грамоте, любил посещать церковные службы, читать сверстникам Священное Писание, жития святых.
Особенно юный Прохор любил молиться или читать святое Евангелие в уединении. На 20-м году жизни он поступил послушником в Саровскую Пустынь, и здесь, пройдя обычный путь монашеских послушаний, в 1786 году настоятелем обители отцом Пахомием был пострижен в монашество с именем Серафим, что значит – «пламенный». В том же году, в октябре, Серафим был рукоположен во иеродиакона епископом Владимирским Виктором. Семь лет он проходил диаконское служение и 15 сентября 1793 года был рукоположен во иеромонаха епископом Тамбовским Феофилом. Отказавшись от избрания в настоятели, преподобный Серафим вскоре после посвящения в сан иеромонаха удалился в лес и стал подвизаться в строгом посте, безмолвии, телесном труде и непрестанной молитве. Взыскуя еще более суровых подвигов, чтобы очистить свое сердце и узреть Бога, преподобный Серафим ушел в затвор.
За долгие годы пустынножительства и затвора, когда сердце подвижника было преисполнено любовью к Богу, раскрылась в преподобном и особая любовь к людям. Святой Серафим не раз удостаивался многих видений и особых явлений милости Божией, укреплявших его в подвигах. Господь удостоил святого старца и благодатных даров прозрения, утешения, врачевания душ и телес.
Часто в разговорах с людьми нецерковными и фактически неверующими натыкаешься на очень легковесное заявление: «у меня Бог в душе, Он внутри меня, у меня все хорошо». Если бы эти слова сказал преподобный Серафим, это было бы простой правдой его жизни. Действительно, он всю свою жизнь посвятил стяжанию благодати Духа Святого Божия. Дело, которое, по слову преподобного, является целью и смыслом христианской жизни, было просто свидетельством его честного опыта. Но преподобный всех приходящих к нему встречал словами: «Радость моя, Христос Воскресе!», и это было не какой-то заученной фразой, но выражением той благодатной энергии, Небесной радости, которую стяжал преподобный. Радости о Воскресшем Христе. Радость всегда для преподобного была Пасхой, Пасха жила в его сердце. И он мог поделиться ею с любым – подчеркнем, с любым – приходящим, независимо от того, приятный этот человек или неприятный, гордый или негордый, богатый или бедный: «Радость моя, Христос Воскресе!».
За долгие годы пустынножительства и затвора, когда сердце подвижника было преисполнено любовью к Богу, раскрылась в преподобном и особая любовь к людям. Святой Серафим не раз удостаивался многих видений и особых явлений милости Божией, укреплявших его в подвигах. Господь удостоил святого старца и благодатных даров прозрения, утешения, врачевания душ и телес.
Давайте подумаем, скольким людям вокруг нас мы могли бы каждый день, от всего сердца, с любовью говорить: «Радость моя, с добрым утром!»... Если мы выжмем из себя такие слова раз в год, и то хорошо. Нет любви. А если нет любви, откуда может быть в сердце Бог, Который и есть любовь? Ну, а потом, если Бог в душе, это же должно быть заметно, как было заметно у преподобного Серафима – любой человек, посмотрев на него, даже сейчас вглядевшись в его образ на святой иконе, не может остаться равнодушным, такой силой, святостью и чистотой веет от преподобного.
Но могут ли люди по зеркалу нашей души увидеть Бога? Конечно, если Бог в душе, Он с Собой приносит все Свое: и святость, и милость, и радость, и любовь. Много ли от нас люди получают любви? Есть очень удобный эксперимент: взять листочек, бумажку, ручку и попытаться записать имена тех людей, которых мы любим и которые любят нас просто потому, что мы есть. Много ли любви человек привносит в этот мир?
Если Бог в душе, то, как Господь говорит: «Очисти прежде внутреннее скляницы и блюда, да будет и внешнее има чисто». Если мы про себя говорим, что мы внутренне уже очистились, что в нашей душе живет Бог, то внешнее в нас должно быть исправлено. Подумайте, много ли людей от нас получают добро, хотя бы в виде просто доброжелательного к ним отношения? Или нас все «достают – надоели, утомили, напрягают»? Какое тогда может быть Богу место в нашей душе?
Не надо обольщаться: в лукавую душу не войдет премудрость, и не будет обитать с человеком Господь. Какое общение у света с тьмою, и какое общение у Бога с велиалом? Если человек свою жизнь не ведет праведно и свято или, по крайней мере, не стремится к праведности во всех своих действиях, в словах, в мыслях и в чувствах, то Бога в душе быть не может. Как правило, в душе живет совершенно иной господин, как в Евангелии об этом говорится: кто кому служит, тот тому и раб.
Сколько секунд в течение дня мы реально помним о Боге и пытаемся быть Ему угодными? А сколько времени мы раздражаемся, осуждаем, завидуем, унываем, испытываем неприязнь или чувство возмущения?
Спрашивается, кто источник такого повседневного состояния нашей души? Господь – Источник мира. Источник гнева, ненависти, злобы – это дьявол. Поэтому, как ни печально, в душе живет совершенно иное существо. Это нужно для себя просто честно признать: никакого Бога в душе нет, там живет дьявол, и очень хорошо себя там чувствует. Но признание этого факта есть первый шаг к покаянию. Когда человек осознает свое рабство греху, он будет пытаться от этого рабства освободиться. Конечно, с помощью Бога, конечно, стяжанием благодати Божией.
Нужно знать о себе правду. Пусть она глаза колет, но лучше горькая, да правда, чем приятная, но лесть. Дай Бог по святым молитвам преподобного Серафима Саровского, который прошел путь и узнал правду о себе, и стяжал истину, чтобы и мы стремились к ней и жили по совести.
Протоиерей Евгений Попиченко