Чему учат в Церкви?

Воскресная школа. Взрослые видят в ней средство воспитания и воцерковления своих чад – причем, одни полностью делегируют эти функции педагогам, другие предпочитают сотворчество и соработничество. О том, что первая модель поведения родителей ошибочна, а вторая верна, написано и сказано уже достаточно. Есть и третий вариант: кто-то считает, что систематические занятия могут убить в детях живость веры и, получив набор знаний, они утратят главное (что ж, и такое бывает).

Водить в церковно-приходскую школу, конечно, надо. Если человек будет сидеть дома, он не узнает про Церковь. Но нельзя это делать насильственно

А что же сами дети? Что для них – воскресная школа? Является ли она частью досуга воскресного дня или чем-то большим? Закон Божий, изучаемый на занятиях, остается для них одним из школьных предметов или оживает, диктует, советует, требует, подсказывает, как жить?

Об этом спросила учащихся воскресной школы при храме Всех Святых журналист ТК «СОЮЗ» Ольга Валентиновна Баталова, автор и ведущая программы «Уроки Православия». Беседа эта состоялась в 2009 году – тем интереснее к ней вернуться сегодня, когда мы знаем, какими стали эти дети, какова в настоящее время их жизненная позиция – а, значит, можем оценить и вклад в это воскресной школы, и искренность ответов, данных два года назад.

– Воскресная школа, изучение Закона Божия помогают вам в жизни? Почему столько людей, изучавших Закон Божий, нарушили его, попрали своей жизнью?

Катя Шемякина, 17 лет, в школе 4 года (сейчас – студентка УрФУ, преподаватель воскресной школы):

– Мне кажется, что они до конца не осознали его, не поняли. Вера не была крепка. Что для нас этот предмет? Некоторые люди просто не могут пропустить воскресные уроки Закона Божия, не могут без храма. Человек сам для себя не может изучить Закон Божий, ему нужны помощники, учителя. Но мы познаем Закон Божий не только через уроки, мы и в храме учимся его понимать.

У верующих родителей бывают неверующие дети. Это случается оттого, что верующие родители очень хотят, чтобы и дети их были верующими, и насильно притаскивают их в храм. А человек, как я считаю, должен сам прийти в храм, прийти к вере. Господь Бог не принуждает человека ходить в храм, Он ждет, что мы сами к Нему придем. А дети, которых заставляют ходить в храм, в воскресные школы и поступать в духовные семинарии, еще больше отталкиваются от этого. У детей обрывается грань терпения, послушания родителям, и от постоянного понуждения наступает распад.

Водить в церковно-приходскую школу, конечно, надо. Если человек будет сидеть дома, он не узнает про Церковь. Но нельзя это делать насильственно. Мы растем, и то, чего раньше не понимали, понимаем сейчас.

Также и в жизни маленького человека. Если привести его в храм, ему может и не понравиться, а через определенное время он поймет, что его тянет в храм. Он сам придет к вере. Родители должны показать своему ребенку другой мир, но не заставлять.

Юля Корниенко, 16 лет, в школе 8 лет (сейчас – студентка УрГЮА, помощник преподавателя воскресной школы):

– Людям, которые поднимались до таких высот – учились в духовных семинариях, заканчивали воскресные школы – и совершили падение, участвовали в революции, видимо, внутри, в сердце веры не хватило. В определенный момент для них житейские проблемы, социальное благополучие стали выше проблем духовных. Поэтому у них в душе произошел перелом, резкое падение, отрицание Бога. Именно в Нем они видели источник всех бед.

Я не совсем понимаю родителей, которые говорят: «Не нужно изучать Закон Божий». Закон Божий не отходит от моральных законов общества. Даже если родители неверующие, то ничему плохому Церковь не научит. Церковь – это ДОБРО. В воскресных школах дети получат нравственное воспитание. Пусть даже они проучатся полгода, год и уйдут – что-то их в душе останется. И потом, повзрослев, они, может, и вернутся в Церковь, но уже осознанно. Я считаю, что это должно произойти.

В воскресной школе мне очень нравится. Это не проведение досуга, а часть жизни, без которой просто не представляешь себя. Когда обстоятельства складываются так, что приходится пропустить занятие, я чувствую – мне плохо без воскресной школы. Здесь такая теплая атмосфера.

В обычной школе, куда я хожу, ощущается напряжение. Хотя конфликтов со сверстниками на религиозной почве у меня нет. Все знают, что я хожу в воскресную школу. Была такая ситуация на уроке, что я не могла об этом не сказать. Я объяснила, что хожу в воскресную школу, что у меня другие взгляды, и почувствовала перемену в отношениях в лучшую сторону.

Я не скажу, что ко мне относятся с большим уважением, или наоборот, что меня дразнят – такого нет, но в обществе уже нет негатива к верующим. Если на уроках спрашивают мое мнение (например, на биологии о происхождении человека), я говорю свое мнение, мнение Церкви.

При этом я не считаю своих невоцерковленных сверстников хуже себя. Настанет время, и они придут к этому, я уверена. Их души пока спят. У меня слабо получается их будить, но мы все живем в одном мире, ничем не изолированы, и Церковь все активнее себя проявляет. Думаю, что они придут к вере.

Жизнь становится радостней. Она ведь не всегда легкая, а если молиться, ходить в церковь, причащаться, помогать, к примеру, дедушке своему, то совсем нетрудно

– Катя Тенсина, 14 лет, в школе 8 лет, (сейчас – помощник преподавателя воскресной школы):

– Я пришла в храм из-за того, что у меня мама очень сильно болела. Пришла помолиться за маму, чтобы она выздоровела. И всех сюда привела: и бабушку, и остальных членов семьи. Бабушку тянула, сама попросилась в воскресную школу. Стояла у икон, молилась своими словами, своими молитвами… Сейчас бабушка работает поваром в трапезной, сестра ходит в воскресную школу в первый класс, мама с папой ходят по воскресеньям на службу.

Что в моей жизни изменилось? Все мои друзья… Как-то у них все легко в жизни, нет никаких забот. А я уже 8 лет сюда хожу и знаю: и Бог существует, и Закон Божий, по которому люди живут, и все не так легко.
Даже самый простой поступок: обмануть маму, придти поздно домой, – по их мнению, это легко.

А для меня не так. Я не могу так делать. Но это нельзя назвать усложнением жизни. Просто я по-другому думаю. Уже 8 лет проучилась в воскресной школе, и для меня это стало понятным, и с каждым годом все больше и больше понимаю.

Жизнь становится радостней. Она ведь не всегда легкая, а если молиться, ходить в церковь, причащаться, помогать, к примеру, дедушке своему, то совсем нетрудно. Чувствую ли я себя лучше остальных? Нет, личность как личность... человек человеком.

Алена Аверкиева, 16 лет, в школе 3 года (сейчас – студентка факультета теологии РГППУ, преподаватель воскресной школы):

– Так получилось, что я пришла сразу в школу второй ступени, а Закон Божий читала сама. Мои понятия о жизни очень сильно изменились. Появилась граница, что можно, а что нельзя. Среда общения изменилась, раньше она была больше языческая.

Весь мир существует благодаря Богу, только Ему одному, и как мы можем жить, не изучая этого? Он столько для нас делает, а мы знаем о Нем совсем мало. Надо Его познавать... Мы люди грешные, нам не дано сразу Его увидеть, почувствовать Его благодать. Мы должны себя подготовить, хотя бы через изучение Закона Божия, чтение Библии, Евангелия.

Нужно любить всех ближних – «возлюби ближнего своего», пытаться отвести их от дурного. Проповедовать, в основном — делами. Не врать, не нарушать заповеди. Конечно, это сложно, но хотя бы в какой-то мере не нарушать. Если ты православный, знаешь Закон Божий, ты не предашь человека, не бросишь в трудную минуту. Люди больше к тебе будут тянуться. Если ты говоришь, что так надо, а сам по этому не живешь, кто тебе будет верить? Надо доказывать своими делами.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

Источник: Журнал «Православный Вестник» №4 (102)/5 октября ‘11

Пожертвовать

26 июня 2012г.