"Бог меня всегда спасал, как же его не любить?"

..

 
Матушке Амвросии 85 лет. В миру ее звали Екатерина Тимофеевна Емельянова, в девичестве Ларина. Она родилась в семье глубоко верующих людей, крестьян Тамбовской губернии. Родители часто бывали в паломничествах, еще до революции ездили на торжества по случаю прославления преподобного Серафима Саровского, были и на канонизации патриарха Гермогена. Уже в советские годы шестилетней девочкой она вместе с семьей побывала на юбилейных торжествах в Задонске, где чествовали святителя Тихона. В 30-м году отца арестовали как врага новой власти. До сих пор не известна его судьба. Семью раскулачили, осиротевшие Ларины едва не погибли от голода. Спасли их тогда соседи, такие же бедняки.
 
Война застала Лариных в Воронеже. Екатерина пошла добровольцем в госпиталь, и четыре года спасала жизни раненых. Один из них, Григорий Степанович Емельянов, стал ее мужем. После войны молодая семья вернулась в Воронеж. У Григория и Екатерины родились три девочки – Вера, Надежда, Любовь. И сын Леонид. Все четверо выросли верующими. Вера вышла замуж за священника. Дочь Любовь – учительница. Надежда приняла постриг: теперь ее зовут монахиня Митрофания, она пишет иконы в Пюхтицком женском монастыре в Эстонии. А сын Леонид тоже принял монашество. Сейчас он архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон. Матушка Амвросия живет в Москве, но часто навещает детей. Приезжает и на родину – теперь это Липецкая область, где ее стараниями восстанавливаются два храма. Домовой церковью стал и бывший воронежский дом Емельяновых. Престол этого храма освящен во имя небесного покровителя русского воинства великомученика Георгия Победоносца.
 
Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов) со своими родителями: Екатериной Тимофеевной Емельяновой (Лариной) - схимонахиней Амвросией и отцом Григорием Степановичем
 
– Здравствуйте, матушка! Христос Воскресе!
 
 – Воистину Воскресе!
 
 – В эти пасхальные дни мы празднуем и великий государственный праздник, который всех объединяет – это День Победы. В этот день мы посвящаем нашу программу ветеранам, тем, кто прошел войну. Вы одна из участниц войны. Матушка, сколько Вам было лет, когда Вы попали на фронт?
 
 – 17 лет.
 
– А как получилось, что Вас такой молодой взяли в армию?
 
– Когда мы пришли в свое село, оказалось, что туда приехал инфекционный госпиталь. А мы собирали колосочки в поле, чтобы маме что-то покушать сварить. И я пошла в этот инфекционный госпиталь и говорю: «Возьмите меня на работу, хоть что-нибудь делать». Так и объяснила, что есть нечего. Они меня взяли, но пришел председатель колхоза и сказал, что мы ее на Урал отгоним, потому что она кулацкая дочь. Я очень испугалась, на чердаке пряталась, а потом еще раз пришла и попросила, чтобы взяли на работу. Они меня взяли, да еще и в комсомол приняли, чтоб на Урал не отправили. Когда мы были на Курской дуге, капитан говорил: «Я тебя спас».
 
Матушка, а Вы сразу попали на фронт, после того как Вас взяли санитаркой?
 
– Из этого села, мы переехали на Курскую дугу. Уже после боев. Там было много раненных и больных тифом. И вот, мы за этими больными ухаживали, и на носилках носили, просто кроме нас это делать было некому. Бог давал мне силы.
 
– А приходилось Вам в боях участвовать?
 
– В боях мы участвовали, наш полевой фронтовой госпиталь был на передовой линии. Было, конечно, страшно: бомбежки были. Однажды нас разбудили и сказали, что в Киеве разбомбили мост и нам надо туда отправиться. Мы приехали ночью, а под руинами моста кричат раненые. Мы вытаскивали их из-под шпал и относили в село. А в село донесешь, а он уже умирает, очень жалко было.
 
– Матушка, Вы выросли в старинной, русской, православной семье и вера в Бога Вам была дана, можно сказать, вместе с молоком матери. А как на фронте, когда кругом только призывы «За Родину, за Сталина», а о Боге многие даже не знали?
 
– Я не знаю как другие, а мне мама привязала на шею молитвы «Живый в помощи» и «Да Воскреснет Бог» и сказала, что меня никто не обидит и не тронет. Иногда начинают бомбить где-нибудь на линии или станции, все выскакивают со сна раздетые, а я не боюсь, ничего не боялась, никаких страстей.
 
– А много было верующих рядом с Вами?
 
– Да они все были верующими, когда страшно было.
 
– Матушка, а на войне, наверное, много было таких же, как Вы, юных добровольцев. У Вас были друзья?
 
– Друзей было много. Хотя в части было много мужчин, но стрелять из них никто не умел ставили меня на посту, потому что я стрелять умела. Я их всех учила, и, со временем, все стали на пост ходить.
 
У нас не было повара, и готовить было некому. Однажды, я приготовила еду и начальник, увидев, сказал: «Да ты и стрелять и варить умеешь!». И поставили меня поваром. Я много мучилась, конечно, никаких условий не было, все в полях, но справлялась.
 
При мне там безобразничать начали ребята-танкисты. Пришли, залезли в гардероб, начали платья вытаскивать гражданских людей. Я им говорю: «Люди придут, а Вы все платья вытащили танки вытирать. Так нельзя делать!», их приструнила немного.
 
– А где Вы закончили войну?
 
– Войну закончили под Берлином. До самого конца дошли.
 
 – После войны в России был тяжелый, атеистический период и воспитывать детей в вере, наверно, было не просто. А Вы всех своих детей воспитали в строгой, православной вере. Как Вам это удалось?
 
– У нас мама была очень строгая, и я ее слушалась. Когда папу взяли, я пришла в тюрьму, спрашивала о нем, мне говорили, что его не расстреляли. А одни люди сказали, что на третий день взяли, и не вернулся, их в лесу расстреливали. После этого мать надела черное платье и не снимала его никогда. Мама всегда ходила в Церковь и нас водила, внуков водила.
 
– Матушка, что повлияло на Ваш выбор, почему Вы приняли монашество?
 
– Видно так Богу угодно было.
 
– Сколько лет Вы монахиня?
 
– Больше сорока. Меня Бог любит, Он меня всегда спасал, как же Его не любить?!
 
– Матушка, завтра праздник святых жен-мироносиц. Для нас, православных, это особенный день, мы его так и называем «Православный женский день». Какой, по-вашему, должна быть женщина-христианка? Какими качествами она должна обладать?
 
– Прежде всего, она должна за своими детьми ухаживать, их учить хорошему, книжечки читать, помогать им учиться, водить в Церковь, причащать. Я, однажды, свою дочь привела в Церковь на Пасху, а власти не пускают, говорят, что Вас пропустим, а дочь пусть идет в кино. Она достала крест и говорит: «У меня Крест есть, я – крещенная». Ей лет 12 тогда было.
 
– И уже исповедовала веру во Христа! Спасибо большое, матушка, за то, что Вы согласились принять участие в нашей программе и нашей беседе. Поздравляю Вас и с Днем Победы и с праздником жен-мироносиц и со Святой Пасхой Христовой. Христос Воскресе!
 
– Воистину Воскресе!
 
– Я благодарю вас, матушка Амвросия, за то, что вы смогли принять участие в нашей программе. И хочу поздравить вас, и всех ветеранов Великой Отечественной с праздником Великой Победы!
 
Беседовал протоиерей Алексий Уминский

15 мая 2008 г.
Седмица.Ru
Фото из открытых источников

 
 

 

09 мая 2012г.