Паломническая поездка на «Уральский Афон»
8-9 октября 2011 года добровольцы и сотрудники Православной Службы Милосердия совершили паломническую поездку в Белогорский Свято-Николаевский миссионерский мужской монастырь (Пермская область).
Ранним субботним утром, еще затемно, участники собрались на территории храма св. вмч. Пантелеимона. Помолившись, паломники распределились по транспортным средствам и отправились в путь. Нашей компании из 38 человек (!) предстояло проехать 320 км.
Кортеж состоял из 5 машин и Автобуса милосердия (новый ПАЗ, подаренный благодетелем в 2011 году), который шел первым, задавая общий тон поездки. Находиться в пути предстояло много часов. Поэтому по маршруту у нас было несколько остановок, чтобы можно было подкрепиться и отдохнуть. Когда пришло время для первой остановки, кортеж съехал с основной дороги и остановился на завтрак. Импровизированным столом послужил капот машины, дружно было организовано питание и, помолившись, мы приступили к еде.
Затем по традиции прошло знакомство всех участников поездки, т.к. здесь собрались сотрудники Православной службы милосердия, прихожане Свято-Пантелеимоновского прихода, а также приглашенные друзья постоянных участников. Все дружно встали в большой круг. Отец Владимир Первушин, клирик храма, руководитель Автобуса милосердия (один из проектов службы – прим. автора) и организатор этой поездки выступил с небольшой проповедью, которую начал словами: «Христос посреди нас!» И все мы как-то вдруг ощутили свою общность и причастность к Богу. Ключевой темой проповеди было напоминание того, с какой целью мы собрались в паломничество: не за впечатлениями, не за красотой, не для того, чтобы потешить свое тщеславие посещением новых прекрасных мест, а для того, чтобы быть ближе к Богу.
Отец Владимир заострил внимание на смысле слов молитвы «Отче Наш» – именно НАШ. И речь идет о нас, конкретных людях, которые занимаются общим делом, ходят в один храм. Эти люди должны знать друг друга, быть подлинным МЫ, поскольку это необходимо, чтобы стать настоящими членами Церкви.
Это вдохновенное напутствие стало для нас ключевым духовным ориентиром в предстоящем путешествии, а может и во всей нашей будущей жизни.
Затем каждый представился и рассказал несколько слов о себе, вот так многие обрели новых замечательных знакомых и познакомились лично с теми, о ком знали только по статьям о деятельности службы. Среди них – замечательные и такие открытые сотрудники Автобуса милосердия – водитель Андрей Борисович и сестры Ольга Вячеславовна и Ольга Викторовна.
На пути в Белогорье мы заехали в поселок Суксун Пермской области. Это старинное уральское поселение, возникшее в XVII веке. Посетили стоящую на высоком берегу реки церковь Петра и Павла, построенную еще в 1798 году. Нас приветливо встретил отец Евгений Власов, поведав нам об истории храма и его святынях.
Здесь чудесным образом на нашем пути нам встретилась мироточивая икона Покрова Пресвятой Богородицы.
Далее наш путь лежал прямиком в Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь, который в народе получил название «Уральский Афон». Он расположен на высоте более 500 метров над уровнем моря на живописной вершине Белой горы и издавна привлекал молящихся. Монастырь видно издалека. Его образ – ослепительно белый с переливающимися в солнечных лучах куполами на фоне голубого неба – просто потрясает и никого не оставляет равнодушным. К слову сказать, эти дни были очень теплыми и светлыми, а красота уральской осени, мелькающая в ярких и сочных зелено-желтых красках леса, настраивала на нужный лад.
У подножия горы автобус наш остановился. Не просто ему было взять такую высоту! Решено было идти пешком. И тут нашему взору во всей полноте открылся прекрасный храм, стоящий на самой вершине горы. Он словно парил в воздухе, осеняя всю округу светом своих золотых куполов! Это был Крестовоздвиженский собор Белогорского монастыря. С чувством восторга перед красотой собора и величием всей окружающей природы мы поднимались на гору по деревянным лестницам.
Рядом с собором расположен Царский крест высотой 10,65 метров и святой источник в честь святителя Николая Чудотворца.
Когда мы приблизились к Крестовоздвиженскому собору, стало заметно, что он еще на реставрации. И, поскольку основной объем работ внутри храма еще не был окончен, богослужение проходило в нижнем приделе.
Важным этапом нашего паломничества стало участие в вечернем богослужении и исповедь – основное большинство паломников готовилось к причастию. Служба в монастыре отличается и по продолжительности, и красоте песнопений мужского хора, которые, словно, придают сил верующим, когда кажется, что они уже на исходе.
Потом нас ждал постный ужин. И уже поздним вечером, помолившись, стали устраиваться на ночлег, для которого нам отвели просторную и очень теплую трапезную в братском корпусе. Кто-то не удержался и, несмотря на ранний подъем, вышел на территорию монастыря, чтобы побыть в уединении и непередаваемой тишине, когда при свете луны и порывах ветра огромный крест напоминает о наших грехах и пробуждает веру во спасение. Изначально этот крест был поставлен в честь чудесного спасения Цесаревича Николая от покушения в Оцу (Япония), и в 1998 году разрушенный в советские годы «Царский крест» был воссоздан по историческим фотографиям и вновь воздвигнут на Белой Горе.
Вот и утро. Совместное молитвенное правило, и мы идем в храм, чтобы принять участие в Божественной Литургии и причаститься Святых Христовых Тайн. После обеда нас ждет экскурсия, посвященная необыкновенной истории создания монастыря, о его настоятелях и братии, рассказу о святых и спасенных в годы гонений иконах.
Мы получили возможность попасть в верхний придел храма и увидеть его прекрасный, уже почти законченный иконостас. На полу до сих пор сохранилась метлахская плитка из Германии, которая была уложена почти 100 лет назад...
Кстати, первой и единственной представительницей Царской Семьи, посетившей Белогорскую обитель, стала Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. В Пермской губернии она остановилась на десять дней, с 1 по 20 июля 1914 года. На Белой горе Елисавета Феодоровна пробыла два дня и подарила скиту икону преподобного Серафима Саровского с частицей камня, на котором молился преподобный Серафим.
Наш рассказ о монастыре не будет таким полным, если мы не приведем небольшую выдержку из газеты «Голос долга», которая издается сегодня в монастыре, как и 100 лет назад:
- …Соборному храму предстояло иметь три престола: в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, святого Иоанна Предтечи и святителя Николая Мирликийского. Сооружение храма продолжалось 15 лет. Кирпич для храма выпускал монастырский кирпичный завод, имевший три печи. Крестовоздвиженский собор выстроен в византийском стиле. Своей архитектурой напоминает Владимирский храм в Киеве. На кровле собора – пять больших куполов, еще четыре малых находятся над папертями собора со всех сторон. Снаружи белоснежные стены были украшены иконами, писанными на жести в иконописной мастерской Белогорского монастыря. Крестовоздвиженский собор стал самым красивым и величественным храмом Пермской епархии. В начале июня (7,8 и 9) 1917 года на Белой Горе проходило освящение Крестовоздвиженского храма. Это было незабываемое торжество. Крестные ходы начали прибывать уже 5 июня, и монастырские колокола извещали о их прибытии. На этом замечательном событии присутствовало около 30 тысяч человек…
Во второй половине воскресного дня на обратном пути домой мы остановились в деревне Сасыково, где находится водопад Плакун, настоящее чудо уральской природы.
Он расположен на живописном берегу реки Сылвы, которую мы пересекали, проходя по длинному подвесному мосту, мерно покачивавшемуся под нашими шагами.
Зимой этот животворный источник замерзает, образуя ледяную стену, под которой по-прежнему течет вода. Каждый год в Крещение источник освещается и в ледяной стене водопада вырубается крестообразная выемка.
И в этой поездке нашлись те, кто, несмотря на уже прохладную октябрьскую погоду, окунулся в источнике, температура воды в котором всегда не более +4 градусов.
Там же, в деревне Сасыково был устроен привал. Как выяснилось, с нами путешествовали несколько сочных арбузов, которые и дополнили впечатления от поездки. Полные сил, могли уже смело двигаться в направлении своего дома.
В пути многие из нас, даже почти незнакомые люди, в процессе плодотворного общения, разрешения общих забот и рассказах о своих чаяниях подружились. В эти два дня мы постепенно стали превращаться в МЫ. Но это лишь один маленький шаг нашего длинного пути. Пути к Богу.
Елена Сюткина, из заметок паломника:
- Фраза, которая запомнилась: «Я не знаю, сколько времени Бог мне отмерил. Но я должен успеть что-нибудь сделать для Него».
Зачем люди ездят в паломнические поездки? Не знаю! Может быть «посмотреть и показать». Может быть «увидеть и услышать». Может быть «почувствовать и ощутить». Поездка в Белогорский монастырь сочетала в себе все эти человеческие желания.
Посмотреть было на что: территория монастыря располагается на самой вершине горы «Белая». Верхушку горы как будто специально срезали под постройку монастыря. Вероятнее всего, в пасмурную или дождливую погоду на гору опускаются облака и укрывают храм и монастырские постройки от недобрых глаз. Название свое гора получила из-за особенности – выпавший первый снег на ней никогда не тает – после потепления она стоит белым холмом среди унылой поры.
Любопытно, что вся территория монастыря вымощена плиткой и покрыта асфальтом, к тому же не имеет существенной растительности. Люди, живущие «на горе», не чем не защищены от ветров. Забором монастырь не обнесен, и в этом есть плюсы: храм, ради которого многие и приезжают в монастырь, виден издалека и заставляет любоваться своим величием даже тех, кто едет мимо Белой горы по своим делам. Жителям близлежащих поселков открытый всем взорам монастырь каждую минуту напоминает о том, что в случае чего, им есть куда пойти, Кому поклониться и где помолиться. Тем же, кто находится непосредственно на горе, открывается удивительный вид. Неверующие люди могли бы сказать, что это волшебный вид. А верующие говорят, что, когда смотришь с вершины горы вниз или вдаль, то видишь своими глазами как велик, мудр, светел, совершенен и безграничен Господь.
Еще одна, случайно услышанная, фраза: «Смотришь с обрыва вниз и мгновенно понимаешь, как коротка может быть жизнь и как неожиданно она может закончиться». Вообще в таких поездках часто слышишь фразы, которые если и не переворачивают сознание, то заставляют задуматься.
Было что и почувствовать. Например, запах монастырской выпечки. Пекут, правда, не монахи (их слишком мало в этом богоугодном месте). Но пекут с молитвой. Наверняка с молитвой. И с мыслями добрыми. Иначе бы не получались булочки вкусными.
Или осознать. Например, личное несовершенство… Вот смотришь на тех, кто приехал не с нами, мелькает мысль: «Ну вот, в брюках приехали, лохматые, и праздновали что-то накануне… То ли дело мы!...» И тут же: «На себя-то глянь… Какие мысли у тебя… В одежде ли дело?..» К слову сказать, одежду человеку могут и пожертвовать. Вот что пожертвовали, то он и носит. В Шамордино каждое Рождество Матушка Игумения готовит и раздает всем гостям монастыря подарки. В мешочки с подарками сестры вкладывают красиво оформленные записки с высказываниями старцев. Кому какое попадется. Одному из гостей досталось такое: «Помыслы греховные рождаются в душе от щеголеватости в одеждах, пресыщения чрева и вредных бесед. Свт. Феодор Едесский». Вот так Господь и ведет потихоньку, тут покажет, там заставит увидеть, здесь человека нужного на встречу пошлет. Человек и меняется постепенно.
Странно было бы, наверное, лишний раз говорить о том, что храм – это не просто самое важное строение монастыря. Это место средоточия всей молитвенной жизни обители. В верхнем храме в период богоборчества в том числе играли в волейбол, сейчас там идут восстановительные работы. В нижнем храме служат. И какие службы!!! Заходишь. Вроде все как везде: иконы, лавки церковные, свечи горят… Начинается служба и все меняется: чтец еще только читает первые молитвы, а ты уже не понимаешь, где находишься. Время теряется, проблемы стираются, мысли растворяются... Появляется чувство, что вот сейчас не XXI век, а первые века христианства, и не на Белой горе мы вовсе, а в тайном пещерном храме, а пещера в скале выдолблена, и торжественность, и причастность – все присутствует. Понимаешь, как много раньше делали люди для Бога, и как мало делаем сейчас мы. Хор! Он там особенный! Это заметили все. Слушаешь его и думаешь, что вот, наверное, как-то так и поют, когда идет небесная служба. Многие потом говорили, что мощный поток звуков голосов певчих подхватывал их и уносил за собой сквозь своды храма, сквозь купола в небо… В простонародье это называется петь с душой…
«Православные храмы – это наше достояние, высочайшие образцы таланта, трудолюбия, божественного озарения, они питают, а может, и определяют нравственность новых и новых поколений».
Хорошо сказал истинный сподвижник и мученик православной Церкви, строитель и первый настоятель Белогорской обители о. Варлаам: «ПРОЙДУТ ГОДЫ, ПРОНЕСУТСЯ СТОЛЕТИЯ, ЗАБУДУТСЯ НЕ ТОЛЬКО ИМЕНА НАШИ, НО САМЫЕ МОГИЛЫ НАШИ, ИСЧЕЗНЕТ ВСЯКАЯ ПАМЯТЬ О НАС В ПОТОКЕ ВЕКОВ И ПОКОЛЕНИЙ, НО ЕСЛИ ВО ДНИ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ НАШЕЙ МЫ ОТВЕРЗАЛИ РУКУ СВОЮ ПОСИЛЬНОМУ БЛАГОДЕЯНИЮ ХРАМАМ БОЖЬИМ, ТО НИКОГДА НЕ ЗАБУДЕТ О СЕМ СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ».
Что еще? В трапезной было вкусно, в братском корпусе – тепло и уютно, насельники монастыря были приветливы, погода радовала.
Конечно, главное в любой поездке – люди, которые рядом. В паломнической поездке это особенно важно. С ними можно помолчать, а можно поделиться увиденным и услышанным. Можно попросить то, что необходимо, а можно предложить что-то свое.
Была ли эта поездка паломнической? Наверное, Да!
Игумен Пахомий (Брусков) сказал:
- Паломничество – это одно из средств духовного совершенствования человека, которое позволяет не только посетить новые места или поклониться к святыне, но и увидеть свои недостатки, немощи, а также силу Божию, Его помощь и поддержку. Когда человек в поездке терпит бытовые неудобства, добровольные лишения, он начинает глубже относиться к жизни, испытывать благодарность за самые простые вещи.