Запретные темы и острые углы паллиативной помощи

Приходя в хоспис или домой к тяжелобольному человеку, каждый специалист пытается оказать профессиональную помощь. Но если методика ухода уже отработана и прописана до мелочей, то с духовной составляющей, бывает, возникают сложности. Какими качествами должна обладать сестра милосердия, как правильно общаться с паллиативными пациентами, и что такое духовная поддержка — рассказали люди, осуществляющие долговременный уход. Наши эксперты сегодня:

Татьяна Курлаева, руководитель Патронажной службы Православной Службы Милосердия в Екатеринбурге.

Евгений Кислов, брат милосердия Православной Службы Милосердия, который трудится в хосписе и Свердловском областном онкоцентре.

Ольга Иорданская, старшая сестра Свято-Спиридоньевской богадельни московской службы «Милосердие».

Екатерина Овсянникова, руководитель консультативной службы по вопросам получения паллиативной помощи фонда «АдВита».

В чем сложность паллиативной помощи тяжелобольным людям?

Екатерина Овсянникова поделилась своими наблюдениями в Facebook о том, как люди, называющие себя волонтерами и сестрами милосердия, приходя в хоспис, практически с порога требуют от пациентов покаяться.

«Культивирование вины и стыда, разговоры о греховности нон-стоп, – пишет Екатерина Овсянникова. – Вопросы веры, смысла жизни, вины и стыда, наказания и расплаты, звучат в хосписе постоянно, просто большинству страшно, и они не слышат. Разговаривать об этом с пациентом хосписа – ювелирная работа. Нужно знать человека, иметь с ним близкий контакт, не торопиться, больше слушать и задавать наводящие вопросы, чем говорить. Входить в палату без стука, орать «аборты делали?», где помимо самого человека еще три соседа и их родственники, - это не духовная поддержка».

С чего должно начинаться общение?

– Как правило, на адрес в первый раз выезжаю я и врач. Мы всегда узнаем о бытовых потребностях людей, в целом о сложившейся у них жизненной и семейной ситуации. С порога никогда ничего не предлагаем, – утверждает Татьяна Курлаева, старшая сестра Патронажной службы Православной Службы Милосердия Екатеринбургской епархии. – Около часа продолжаются такие первые беседы: люди рассказывают о своей жизни, вспоминают, плачут. Самое важное в этом служении – уметь слушать, сострадать.

Бывают ситуации, когда к нам обращаются подопечные, у которых есть родственники, которые им и должны в первую очередь помогать. Пациент чувствует себя одиноким, мы стараемся по мере возможности помочь, но в то же время пытаемся найти родных, чтобы они обеспечили ему должный уход. Когда родственники категорически отказываются брать на себя ответственность, тогда уже мы стараемся поддержать больного человека.

Общаться с подопечным. Как?

– Когда человек готовится к переходу в вечность, он не всегда может быть адекватен, и мы чаще общаемся с его родственниками, – поделилась Татьяна Курлаева. – Сестры не проповедуют, а лишь могут по просьбе человека почитать духовную литературу. Но если пациент к этому не готов, никто ничего не навязывает, в таком случае стараемся лишь психологически поддержать, быть рядом и лично молиться за него.

– Тяжелобольной человек сосредоточен на своей боли, но есть и предрасположенность к слышанию, - утверждает Евгений Кислов, брат милосердия в Екатеринбургском хосписе и Областном онкоцентре. – И в такие моменты нужна не теория, не обвинительные приговоры и следствия, не отвлеченные нравоучения, а личный опыт. Мы можем только поделиться с подопечным, рассказав ему о своем опыте, о том, что такое истинная вера и Кто такой Христос. А далее нужно внимательно смотреть на реакцию человека. Если он задает вопросы, задумывается, то он готов к дальнейшему разговору.

– Не каждый умеет и деликатно разговаривать на религиозные темы. Этому нужно специально учиться, – говорит Ольга Иорданская, старшая сестра Свято-Спиридоньевской богадельни московской службы «Милосердие». – Сестра милосердия прежде всего должна своим примером показывать, как правильно общаться с пациентом. Она старается делиться своим опытом, и если человек невоцерковленный, проявляет интерес, тогда только можно рассказать больше. Но желание что-либо узнать должно исходить от пациента.

Запретные темы.

– Для меня под абсолютным запретом: споры о вере, осуждение, обвинения (когда говорят «ты сам виноват»), – говорит Евгений Кислов. – Человеку нужны не споры, даже если он на них нарывается сам. Ему нужна поддержка и чуткость, а свою духовную работу он будет проделывать сам. Мы можем лишь помочь.

– Мне кажется, недопустимо призывать к покаянию незнакомого человека, - говорит Ольга Иорданская. – Такого сестра милосердия делать не должна.

100% попадание в профессию. Возможно?

Стать паллиативной, патронажной сестрой милосердия или добровольцем может не каждый, считают эксперты. В первую очередь обязанности сестры – уход за больным человеком, здесь нужна выносливость и крепкое здоровье, в то же время сестра должна быть всегда в хорошем настроении, добродушной и улыбчивой. Ведь именно такой настрой позволяет человеку радоваться окружающему миру и не впадать в депрессию.

– У тех, кто хочет стать сестрой милосердия, прежде всего, должно быть желание. Второе требование – чтобы позволяло здоровье, третье – чтобы справляться с этой работой, – подчеркнула Ольга Иорданская, старшая сестра Свято-Спиридоньевской богадельни московской службы «Милосердие». – Человек должен быть уравновешенным и терпеливым. Надо понимать, что это очень тяжелый труд – физический, эмоциональный и психологический. Бывают очень сложные ситуации: у больного человека могут проявляться вспышки гнева, уныния и так далее. Рано или поздно сестре приходится сталкиваться с проблемой смерти пациента. Это тоже трудно перенести, и не все к этому готовы.

– Иногда человек просто не представляет, что это за труд, просто у него есть порыв делать что-то хорошее. Но когда приходит, то понимает, что это ему не по силам или не по душе. Недооценивает своих физических возможностей. Или, например, нужно семью кормить, а зарплата у нас небольшая, поэтому не может себе позволить заниматься таким трудом, – говорит Ольга Иорданская и добавляет, что каждый случай, конечно, индивидуальный. По ее словам, есть люди, которые могут работать, несмотря на проблемы со здоровьем, – например, спина, ноги болят. Но такое допустимо, если это не отражается на качестве работы и не ухудшает здоровье самого помогающего.

– Без помощи Божией, без регулярного участия в Таинствах Исповеди и Причастия и молитвы нести это служение невозможно, – утверждает Евгений Кислов. – Самое главное для нас – это сохранять мирное состояние души, которым ты и будешь делиться со своими подопечными. А сохранить мир без Бога невозможно.

Православная Служба Милосердия в Екатеринбурге помогает профессионально и духовно подготовить сестер милосердия и добровольцев для служения в Патронажном направлении. Ежегодно все желающие освоить профессиональные навыки ухода могут пройти обучение в Свердловском областном медицинском колледже, на кратковременных курсах, проводимых специалистами Службы Милосердия, а также в Школе по уходу за лежачими больными. Добровольцы учатся ухаживать за тяжелобольными людьми так, чтобы не навредить ни пациенту, ни себе.

В статье использованы материалы Агентства социальной информации.

Пройти обучение и стать патронажным добровольцем.

Поддержать Патронажную службу финансово.

По всем вопросам, пожалуйста, звоните по телефону диспетчера Службы Милосердия в Екатеринбурге: (343) 200-07-04.

03 декабря 2018г.