«Ура, каникулы!» (г. Первоуральск)

Закончился учебный год. «Да здравствуют каникулы!» – радостно ликуют дети. Но совсем по-другому смотрят на этот вопрос родители: «Куда бы отправить на лето ребенка? Чем бы полезным его занять?» Ведь детство – единственная и неповторимая пора в жизни каждого человека, и хочется сделать так, чтобы ребёнок не пережил лето, а прожил его по-настоящему, во всей полноте впечатлений и красок. И вы, родители, должны ему в этом помочь – постараться сделать так, чтобы он напитался впечатлениями, узнал что-то новое, интересное, познакомился с ребятами, чему-то научился, и летнее время прошло не просто так, а с пользой для души.

Последние несколько лет все чаще открываются православные детские лагеря

К счастью, в последние несколько лет все чаще открываются православные детские лагеря. Создаются они силами неравнодушных к судьбе будущего России священников и любящих своих детей родителей. Вместе с нашим корреспондентом мы побываем сегодня в нескольких православных детских лагерях.

Первоуральск

А начнем мы с рассказа о детском лагере, действующем вблизи Первоуральска. С завучем церковно-приходской школы храма в честь Иверской иконы Божией Матери, начальником православного детского лагеря Ниной Фёдоровной Ющик, мы беседовали зимой. За окном царили снег и мороз, а в лучистых глазах моей собеседницы отражалось лето – приключения и трудности, песни у костра и походы – в общем, все то, без чего нельзя себе представить детский лагерь.

Палатка на поляне

Идея организации православного лагеря принадлежит нашему батюшке, отцу Василию Зудилову. Он долго её вынашивал, и летом 2010 года вдохновил ею нас, педагогов и прихожан. Лагерь этот гостевой, потому что батюшка решил его устроить на территории своего приусадебного участка. В Первоуральске, в посёлке Динас, у него есть свой дом, расположенный в живописнейшем месте. Стоит дом на горке, а под горкой – прекрасная большая поляна и речка. В общем, место идеальное. На этой поляне батюшка и решил устроить палаточный лагерь.

Конечно, чтоб идею воплотить, нужно было приложить очень-очень много усилий. Во первых, бытовые условия. Нам нужно было закупить палатки, походную кухню, сделать туалет, душ, навес для столовой, для спортинвентаря, стенды для газет. Около месяца мы над этим трудились. Ну, и конечно, главной нашей задачей было придумать «начинку»: каким должен быть православный лагерь? чем он должен отличаться?

«Со своим уставом…»

У нас был Устав, где всё было прописано. День проходил примерно так: подъём в 7:30, личная гигиена, потом линейка, утренняя молитва, затем трапеза, после чего начиналось послушание – какие-то трудовые дела. К послушанию мы относили, например, дежурство детей в столовой. Затем до 12 ти часов шли развивающие занятия.

В нашем лагере были театрально-музыкальный кружок, кружок оригами, каждый день батюшка и воспитатели вели с детьми беседы о вере и Церкви. Проводились интерактивные игры – они являются хорошими психологическими тренингами и средством для сплочения коллектива. Так как дети собрались из разных храмов, эти игры были очень полезны. Все эти занятия мы проводили своими силами. Приходящим был только учитель физкультуры, который занимался с детьми спортивными играми.

В 14 часов начинался обед, потом тихий час, затем полдник. А с 16 до 18 часов мы играли, соревновались или шли на родник. После ужина начиналось самое «забойное» дело – общий сбор у костра. К нему ребята готовились в течение всего дня. Презентации отрядов, игра Брейн-ринг, самодеятельные спектакли – эти мероприятия были самые главные, самые мощные, самые любимые и долгожданные.

Дети – наше отражение

У нас в лагере было 14 мальчиков и 4 девочки в возрасте от 8 до 14 лет. Дети есть дети, они отражение нашей жизни. В лагере, где находишься с ними день и ночь, видишь их уже не такими послушными, как в храме по воскресеньям. Были проблемы, были разногласия, но всё решалось – батюшка ведь с нами был. Духовник обязательно нужен в детском лагере.

То мальчишки начали подглядывать за девчонками, то стали прыгать с кровати на кровать – да так, что из разряда «повеселиться» это перешло в разряд «беситься». Позвали батюшку, он пришёл, провёл беседу. После этого такого уже не было. Словом, отец Василий выполнял роль «скорой помощи».

На будущее мы решили, что в качестве воспитателей нам нужны парни. Предложили батюшке пригласить на следующее лето семинаристов: и детям будет интересно с ними общаться, и будущим священникам практика.

Откровенность за откровенность

За основу нашей игровой деятельности мы взяли коммунарскую методику: сборы, «свечки», костёр. После отбоя, в 23 часа, тушится свет и зажигается свечка. Детям не хватает разговоров на жизненные темы. Ни дома, ни в школе с ними об этом почти никто не говорит – некогда, не до того. Поэтому у нас первая «свечка» была такой: представься, расскажи о себе, чем ты интересуешься, чего ты ожидаешь от лагеря. И все дети рассказывали – так тепло, хорошо было. Вторую «свечку» провели на пятый день. Тут дети тянули заготовленные вопросы из шапки, и тоже все отвечали. Всё происходило ночью, в потёмках. А третья «свечка» была в последнюю, десятую нашу ночь. Тут уже в шапке были вопросы, которые сами дети написали. Эта «свечка» прошла вообще на «ура».

Особенно запомнились ответы детей на вопросы о счастье и образовании. Что ты считаешь главным – счастье или образование? Нужно ли нам образование? Можно ли быть образованным и несчастливым? А дети говорили о том, что образованные люди иногда бывают несчастными, профессия, карьера – это не есть счастье. Если в семье нет любви, значит, и счастья нет. Потом говорили о том, какими должны быть будущая жена или муж, когда надо жениться… Вот такие житейские вопросы.

И, конечно, мы очень много говорили с детьми о Боге, о молитве. Спрашивали, как часто они дома молятся. Как правило, родители лукавят – мол, нет дома у нас молитвенности мы поняли, что каждый день родители на молитву не становятся, этого нет… Спрашивали, есть ли дома уголок с иконами, где можно помолиться. Тоже, оказывается, не у всех есть… Почему к Богу обращаемся? Когда надо обращаться к Богу? Как Господь нам помогает? Обо всем этом с детьми нужно говорить. Налету, днём это не скажешь, нужна соответствующая атмосфера, нужно детей разговорить – так что лучше уж вечерком, в задушевной беседе, при свете свечки.

Духовная составляющая

В конце смены мы с детьми обсуждали, что у нас не получилось, что не удалось. И все дети правильно ответили. У нас не хватило терпения и любви. Обиды были – часто же дети обижаются: тот взял, тот сказал… Обижаемся друг на друга, прощать не умеем, мало любим друг друга. А ведь Господь какую заповедь самой главной назвал? Возлюби ближнего, друга. А у нас не было этого. И я рада тому, что они это поняли. На деле очень трудно любить друг друга, трудно не замечать обиду, и мы все в этом убедились.

Но было и другое. За 10 дней мы дважды ходили на источник преподобного Сергия Радонежского. Там читали акафист, обливались святой водой, шли 5 км обратно – это тоже духовное упражнение. В воскресенье ходили в храм, отстояли Литургию, дети исповедались. Каждый день, утром и вечером, а также до и после трапезы вместе молились. Перед сном читали жития святых. Всё это открывает Слову Божиему путь к сердцам детей.

Православный лагерь детям обязательно нужен. Это школа православной жизни в неформальной обстановке. Если мы говорим о Боге, о вере, о заповедях, нам надо всё это исполнять на деле. Мы должны отличаться тем, что у нас есть духовный омофор – то, чего нет в остальных лагерях.

Стоимость путевки в лагерь на одного человека на 10 дней составила 2 000 рублей. Деньги были необходимы для того, чтобы купить 20-тиместную палатку, в которой жили дети, и походную кухню).

В летних лагерях гостила Елена Рысева

Источник: Журнал «Православный Вестник» №3 (101) / 28 июня ‘11

Пожертвовать

14 июня 2012г.