"Здесь, как нигде, понимаешь, что всем управляет Господь..."

Начну свой рассказ с того, что к поездке на Святую Землю я всегда относилась с осторожностью, если не сказать — с опаской. И не потому, что государство Израиль — страна, где нередки теракты. А потому, что всегда считала: такая поездка к очень многому обязывает.



Но так сложилось, что в числе паломнической группы Екатеринбургской епархии оказалась и я. Правда, для меня это была еще и творческая командировка: на Святую Землю я отправилась в качестве журналиста телекомпании «Союз». 17 апреля, в Страстную Пятницу, из аэропорта «Кольцово» вылетел самолет, совершающий чартерный рейс Екатеринбург — Тель-Авив. На его борту было 125 паломников во главе с Владыкой Викентием.

Небо. Самолет. Молитва



Небесный путь начинается с архиерейского благословения. Продолжительность полета от Екатеринбурга до Тель-Авива — 4 часа 50 минут. Но долгий полет не станет утомительным. Время, проведенное в воздухе, будет заполнено подготовкой к Причастию: общей исповедью и чтением Правила ко Святому Причащению. В Иерусалиме мы надеемся причаститься Святых Христовых Таин, и, чтобы не терять драгоценного времени, начинаем готовиться здесь и сейчас. Хотя, пожалуй, правильнее сказать — продолжаем. Потому что подготовка к Причастию, как и к самой поездке, началась задолго до того, как мы оказались на борту самолета.

В Храме Гроба Господня



На Святой Земле нас встречает мать Иллария, посланница Русской духовной миссии в Иерусалиме. На протяжении двух дней она будет нашим верным и надежным проводником, без которого не обойтись. Ведь, если Восток — дело тонкое, то что сказать о пребывании на Святой Земле!



Ко Храму Гроба Господня мы идем по узеньким, извилистым улочкам. По заветам матери Илларии стараемся не заглядываться на товары, красующиеся в многочисленных лавках, и не терять друг друга из виду. Когда же, наконец, мы входим в Храм, все это — и боязнь потеряться, и лавочные соблазны — уходит на последний план. Перед нами — Камень Помазания, на котором лежало Пречистое, истерзанное Тело Спасителя, снятое с Креста. Здесь у всех только одно желание: припасть к нему и... Не знаю, дальше у каждого свое: кто-то прикладывает к камню свои нательные крестики и головные уборы, кто-то, прижавшись к нему лицом, шепчет молитву. Не хочется вставать с колен, не хочется уходить, но надо идти дальше.



А дальше — это на Голгофу. Но поклониться месту крестных страданий Спасителя, как видно, нам не суждено. Юноши, стоящие на входе, явно довольны возможностью продемонстрировать свою власть и не пустить в храм русского архиепископа и иже с ним. Владыка Викентий смиренно уходит, мы следуем за ним, но наше состояние далеко от смирения.

За Патриархом Феофилом проследовали иерархи, среди них Екатеринбургский владыка Викентий

— Это что, наши греческие братья? — спрашиваю у отца Валерия Шумкова.

— Не знаю, греческие они или нет и братья ли они нам, — отвечает отец Валерий, видимо, так же пораженный такой вольностью обращения с Владыкой с одной стороны и владычным смирением с другой. Забегая вперед, скажу, что Архипастырь еще не раз подаст нам пример евангельского отношения и к людям, и к событиям.



Владыка ведет нас к месту обретения святой царицей Еленой Честного и Животворящего Креста Господня. И вновь все второстепенное в душе утихает. Остается только рассказ о том, как это было, и возможность припасть к святыне.



В Храме Гроба Господня нам встречается множество наших соотечественников. Многие узнают Владыку Викентия и подходят под благословение. Вот он, звездный час телекомпании «Союз»! Мы с радостью понимаем, что все это — наши зрители из Самары, из Тульской области, из Подмосковья, а Владыка известен им по программе «Архипастырь». Ну, просто как будто родных встретили!



Но не только это объединяет нас сегодня. Все мы живем надеждой на завтрашний день, все хотим вновь встретиться в этом Храме и увидеть чудо сошествия Благодатного Огня своими глазами.

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...»



Из Храма Гроба Господня мы идем к Елеонской горе. Наш путь пролегает по Виа Долороса — Дороге скорби, крестному пути Спасителя. Только мы движемся в обратном направлении. Нас сопровождают рассказ матери Илларии и молитва. Священники начинают петь, а мы подхватываем: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим!» Возле мест, где Господь останавливался, падая под тяжестью креста, останавливаемся и мы. На короткий миг припадаем к святыням — и следуем дальше.



Подножие Елеонской горы. Гефсиманский сад. Монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины. Еще год назад мы сказали бы, что он находится в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей. Теперь, после объединения Церквей это общая святыня. И мы со слезами и трепетом припадаем к мощам святой преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары, нашедших здесь упокоение.

Частица Родины



Из монастыря Марии Магдалины мы следуем в Русскую духовную миссию. Это — частица нашей Родины. В Свято-Троицком соборе уже началось вечернее богослужение, возглавляемое Архиепископом Саранским и Мордовским Варсонофием. Здесь приходится совмещать молитву с коротенькими интервью. Конечно, неудобно беспокоить стоящих на богослужении людей, но удержаться просто невозможно. Собравшиеся в храме люди прибыли из Ростова-на-Дону, Москвы, Чернигова, Екатеринодара, Перми, Казахстана. Все полны впечатлений, многие связывают со своим пребыванием на Святой Земле надежды на перемены к лучшему. И, как сказал один из наших собеседников, «если даже в жизни после этой поездки ничего не перевернется, то в душе уж точно что-то измениться должно».



В центре храма, в окружении белых лилий, установлена Плащаница. Чином ее погребения завершается для нас Страстная Пятница. После короткого ночного отдыха нас ждет самое главное.

Литургия на Святой Земле



В 6 часов утра Преблагословенной Субботы мы уже вновь находимся на богослужении в Свято-Троицком соборе. На Божественной Литургии вместе с Архиепископом Викентием служат два украинских иерарха: епископ Антоний Бориспольский и епископ Александр Переяслав-Хмельницкий.

height: 490px" }

— Благодарим Господа, — возглашает Владыка Викентий, и этот возглас находит в душах живой отклик. И мы искренне благодарим Господа за все Его милости к нам.

Путь к Храму. Пастырь



После Причастия Святых Христовых Таин уже не таким непреодолимым представляется путь ко Храму Гроба Господня. Хотя все мы, конечно, наслышаны о том, каким он может быть. В день Великой Субботы несколькими полицейскими кордонами перекрываются улочки, ведущие в Храм. Пройти через эти заграждения, мягко говоря, непросто. Полиция вовсе не склонна пропускать всех желающих, которых не просто много или очень много — это целое людское море. Уже на первом кордоне в душу закрадывается сомнение: не окончится ли наш путь к Храму уже здесь, в тесной толпе, у которой, кажется, нет никаких шансов миновать полицейский кордон?



Около часа мы стоим и ждем решения нашей участи. В это время Владыка Викентий, которого точно так же, как и всех нас, теснят и толкают, совместно со священниками Русской Духовной миссии ведет переговоры с полицией. А мы, сдавленные со всех сторон, то подбадриваем друг друга разговорами, то молимся. Нас пропускают! Полицейские пропускают нашу группу! В это просто не верится. Впереди еще несколько кордонов, но там будет легче: уже есть опыт оправдавшейся надежды. На каждом кордоне Владыка смиренно уговаривает полицейских пропустить нас дальше, и лишь убедившись, что все овцы стада Христова на месте, пастырь продолжает путь.



Солнечные лучи над Кувуклией



На Святой Земле, как нигде понимаешь, что всем управляет Господь. Можно иметь всемогущий, казалось бы, пропуск, и остаться за стенами Храма, а можно, не имея ничего, попасть к самой Кувуклии. По милости Божией это с нами и происходит. Полицейский и старенький монах пропускают нашу группу в Храм Воскресения Господня.

«Куда Господь поставит, там и будешь стоять»

К Кувуклии — Гробу Господню — ведет двустороннее ограждение. Эту дорогу полицейские берегут для Патриарха Феофила. Все собравшиеся в храме стоят по обе стороны от нее. Конечно, хочется подойти как можно ближе к ограждению. Или хотя бы поставить туда оператора — ему ведь надо вести съемку! Нам пытаются посодействовать паломники из нашей группы, но, похоже, эта миссия невыполнима. Кто же добровольно поменяет свое место поближе на место подальше!..

Наше разрешение на съемку не дает права стоять там, где удобно, а лишь гарантирует, что нам не запретят снимать. Может быть. Ну, слава Богу, что мы вообще стоим здесь, а не где-то на задворках. Неожиданно слышу, как женщина, стоящая позади, говорит своей собеседнице: «Это же Святая Земля. Куда тебя Господь поставит, там и будешь стоять». Ну, конечно, вот Кого надо просить о том, чтобы оператор смог подойти поближе!.. Через некоторое время мы знакомимся с девушкой, стоящей впереди. Она из Подмосковья.

Неторопясь, под пение греческого хора Патриарх Феофил прошел к кувуклии

— А мы из Екатеринбурга, съемочная группа телекомпании «Союз».

— «Союз»? Спаси вас Господь! Мы вас смотрим!



И наша приветливая телезрительница с готовностью уступает оператору свое место. Благодарю Тебя, Господи!

«В главном — единство, во второстепенном — разнообразие и во всем — любовь».

Православные арабы



В храме появляются горячие арабские парни. Они, как свежий ветер, оживляют наше ожидание и вызывают неподдельный интерес. Ведь, согласитесь, мы совсем не привыкли к тому, чтобы в Храме люди носили друг друга на плечах и громко что-то скандировали! Их три пары, они в белых футболках на которых, на мой взгляд, не очень удачно, изображен Спаситель. Они выкрикивают что-то, подобно футбольным фанатам, но надо видеть, насколько серьезны при этом их лица! В руках у одного из молодых людей — некое подобие барабана, у других — крест и пучки свечей. Почему-то у меня не вызывают отторжения их действия.



Тем более, что Сам Господь, судя по всему, принимает и такую молитву. Об этом свидетельствует история, происшедшая в начале 20 века. Во времена британского владычества в Палестине английский губернатор не пустил в Храм «буйных» арабов. В результате Иерусалимский Патриарх безуспешно молился в Кувуклии в течение двух часов.



Только когда он своей волей приказал впустить арабскую молодежь, Благодатный Огонь сошел одновременно на лампаду на самом Гробе Господнем и на свечи, которые держали в руках арабские парни. Кто же дерзнет запретить вход в Храм тому, кому разрешил это Сам Господь? Вот она, формула блаженного Августина в действии: «В главном — единство, во второстепенном — разнообразие и во всем — любовь».

Пасхальное чудо



Мы все еще ждем схождения Благодатного Огня. И есть время осознать, что, по крайней мере, одно чудо сегодня уже произошло. Оно случилось в людских душах. Эгоистический настрой во что бы то ни стало прорваться к священному огню сменился другим: поддержать тех, кто рядом. И люди стали делиться друг с другом водой и лекарством, уступать друг другу место и стараться помочь. Это ли не чудо!

мы видим первых гонцов, бегущих по храму с пылающими свечами.

В храме появляется Патриарх Святого града Иерусалим и всей Палестины Феофил. В окружении торжественной процессии он движется к Кувуклии. Мы с радостью видим среди сопровождающего Патриарха священства нашего Владыку Викентия и произносим: «Аксиос! Достоин!» Пастырь все время был вместе со своим стадом и провел его сквозь все преграды, от начала до конца. Трижды Патриарх в сопровождении духовенства обходит Кувуклию крестным ходом. Затем с него снимают ризы, Предстоятель входит в Кувуклию в одном полотняном подряснике. Теперь все разговоры и праздные мысли (которые, увы, не покидают наши несчастные головы даже в Храме Гроба Господня) утихают. Остается только молитва.

И вот на стенах и куполе появляются яркие блики — предвестники сошествия Благодатного Огня. А через несколько мгновений Храм потрясает ликующий многоголосый возглас — и мы видим первых гонцов, бегущих по храму с пылающими свечами.

Вскоре Благодатный Огонь доходит и до нас. Держать в руках пылающие свечи ничуть не страшно! Не страшно и умываться Огнем, и держать над ним руки! Несколько минут небывалой радости — и, вспомнив строгое предупреждение матери Илларии, мы устремляемся к Яффским воротам, которые вскоре будут перекрыты. Мы должны успеть пройти через них. За Яффскими воротами стоит автобус, который должен доставить нас к самолету. Стоит хотя бы одному опоздать — и задержится весь рейс, который так ждут в Екатеринбурге!

Из-под купола выстрелил в пол потрясающей силы сноп света

К Яффским воротам

В любое другое время что бы удержало нас от посещения многочисленных лавочек, расположенных по обеим сторонам узенькой улочки! Но перспектива остаться за воротами и подвести всех заставляет решительно следовать мимо. Да и, честно говоря, не хочется менять светящуюся в душе радость чуда на мелкие лавочные радости. Навстречу плотному потоку, в котором движемся мы, идет не менее многочисленный поток людей, стремящихся попасть в Храм. На улочке шириной в пять шагов всем нам, прямо скажем, тесновато. Но разве это имеет какое-нибудь значение! На душе так спокойно и светло, что никакая толкотня на это повлиять не может. Полицейские и военные, стоящие вдоль всего пути, выглядят тоже умиротворенно. К слову сказать, многие из них — наши бывшие соотечественники. Ведь суббота — день покоя для ортодоксальных иудеев. А, значит, в оцеплении сегодня стоят те, кто может позволить себе нарушить субботу. Вспоминается практически анекдот, происшедший на одном из кордонов. После безуспешных криков на непонятном нам языке полицейский перешел на чистейший, без тени акцента, русский: «Отойдите на два шага! Вам будет проще пройти!»



— «Милый, что ж ты мучился? Сказал бы сразу русским языком — мы бы давно отошли!»

Путь домой



Мы благополучно находим Яффские ворота. Автобус везет нас в аэропорт Бен-Гурион. Там нам предстоит таможенный досмотр, которого, честно говоря, мы побаиваемся. В прошлом году израильская служба безопасности пропустила на борт самолета лишь две зажженные лампады, да и то после долгих уговоров. В этом году, слава Богу, такой проблемы не возникает. А то, что забирают пилочку для ногтей, как острый предмет, который нельзя иметь на борту самолета, а также операторскую отвертку — так это пожалуйста, на здоровье! Будет над чем посмеяться, только и всего.



И вот уже самолет с Благодатным Огнем на борту покидает аэропорт Бен-Гурион и берет курс на Екатеринбург. Огонь в самолете! В любой другой ситуации это было бы более чем опасно. Но сегодня и экипаж самолета, и его пассажиры не то что спокойны — а, можно сказать, счастливы. Владыка Викентий, несмотря на то, что отдохнуть за эти дни ему так и не довелось, вновь на ногах. Он благодарит экипаж «Уральских авиалиний» — и мы с ним абсолютно солидарны — а также всех паломников вместе и по отдельности. Каждый получает из рук Архипастыря именную грамоту и слышит теплые слова в свой адрес.



Кроме того, оказывается, что с нами летят целых два новорожденных — в том смысле, что в день Светлого Христова Воскресения двое паломников отмечают еще и свои Дни рождения. С одним из них нам удается поговорить. И тут выясняется, что Эмиль Махмудов, только что встретивший свое 15-летие, накануне получил удивительный подарок. Вместе со своей мамой он встречал сошествие Благодатного Огня в непосредственной близости от Кувуклии. И, что бы ни подарили юноше по приезде домой, вряд ли это затмит собой то, что было даровано ему там, на Святой Земле, в Иерусалиме.



Искренне порадовавшись за Эмиля, мы спешим побеседовать с Владыкой Викентием. Хочется услышать его оценку всего, пережитого нами за эти два тяжелых, но счастливых дня. В беседе мы снова возвращаемся к тому, что тронуло нас до глубины души. Вместо того, чтобы пройти в Храм Гроба Господня по специальному пропуску, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий сам возглавил паломническую группу. Вот что говорит нам Архипастырь:

Конечно, мы, люди, желающие попасть в Храм Гроба Господня, переживаем и даже порой впадаем в отчаяние и уныние. Но когда мы начинаем думать о Боге и полагаемся на волю Божию, Господь все устраивает. И внушает полицейским, может быть, не расположенным к нашей вере, доброе отношение к нам за наше благоговение и терпение. Мы не толпились, не переживали, думали, что все будет хорошо — так оно и получилось.



Нам никто не препятствовал пройти в Храм Воскресения Господня. Я помню, как в прошлые годы даже митрополитов Иерусалимской церкви, пытавшихся пройти, отталкивали, как простых людей. А сейчас нам открыли ворота, и мы прошли, можно сказать, чудесно. И самое главное, конечно, что мы были свидетелями великой милости Божией. Благодатный Огонь сошел — и, значит, Господь продлил дни наши еще на один год. Будем стараться жить благочестиво, чтобы Господь сподобил нас и в следующий год этого Благодатного Огня, чтобы свет Божий освящал и просвещал наше сердце, нашу душу, чтобы мы долгие годы могли радоваться, и никогда не оскудевала благодать Божия, которая пребывает над нами за малое наше стремление к Богу.



Дай Бог, чтобы и в наших сердцах Господь воскрес и чтобы мы совоскресли со Христом и жили по заповедям Божиим, не боялись жить по этим заповедям, потому что они не тяжелые, не обременительные. Они освобождают нас от многого, что нам не нужно, не полезно, даже вредно. Дай Бог, чтобы мы это осознали и жили благочестивой жизнью. Я благодарен всем нашим паломникам, которые с благочестием, с любовью отнеслись к этому великому делу. И говорю всем: Христос воскресе! — Воистину воскресе Христос!

И вот мы выходим из самолета. Счастливые лица, приветствия Светлого Христова Воскресения! Несколько лампад с Благодатным Огнем сохранили его для всех храмов епархии. От них здесь же, в аэропорту, зажигаются другие лампады, которые сейчас будут доставлены на пасхальные богослужения, уже идущие повсюду. Мы мчимся в родной храм Целителя Пантелеимона. Лихо проносимся мимо стоящей на дороге машины ГАИ и влетаем в открытые ворота. А дальше — родные лица, свечи с Благодатным Огнем и торжествующе, радостное, всеобъемлющее: «Христос воскресе!»

Православный весник

№6 (83) / 12 июня &lsquo09

Светлана Ладина



Также смотрите документальный фильм «Благодатный огонь. Дорога к чуду»

 

 

 


Деятельность многих направлений Фонда «Милосердие» осуществляется благодаря помощи добровольных помощников, которые по зову своей души откликаются на наши просьбы и нужды. Но для организации полноценной работы для нас не менее важна и финансовая поддержка. Если деятельность фонда нашла отклик в Вашем сердце, то Вы можете прямо сейчас поддержать православную службу «Милосердие» и принять участие в реализации любого из наших проектов.

 
   
13 апреля 2012г.