Слепая старуха

Жила на свете одна слепая старуха. Свой век она коротала в одиночестве. Днем грелась на солнышке, пережевывая деснами черствые крохи хлеба, а ночью отправлялась в свой крошечный домишко, такой же ветхий, как и она.

На спине старухи красовался огромный горб. Из-за этого уродливого горба дворовые мальчишки смеялись над ней и бросали в нее камнями.

Однажды сердобольная соседка сжалилась над слепой старухой и послала к ней свою дочь, чтобы та отнесла ей каравай свежеиспеченного хлеба. Девочка, не скрывая любопытства, спросила: «Бабушка, а бабушка, почему у всех людей есть глаза, а у тебя нет?» И тогда старуха, тихо вздохнув, поведала свою историю.

Было это давно. Слепая старуха тогда была не старухой, а красивой, молодой девицей. И была она так хороша, что к ней сваталось много женихов. Глаза ее сияли, будто сапфиры, стан был строен, а зубы белы, словно жемчуг. Но девица самым богатым и знатным предпочла простого солдата. Родители не благословили ее выбор. И тогда влюбленные сбежали в далекую заброшенную деревушку. Там молодые тайно обвенчались. И вскоре у них родился сын. Но на беду ребенок оказался слеп!

Чего только ни делали несчастные родители – и приглашали знахарок, и закапывали лечебные снадобья, но ничего не помогало. И тогда однажды убитая горем мать рухнула на колени перед образами и стала умолять Бога, чтобы Он забрал ее прекрасные глаза и отдал их мальчику. Молилась она день и ночь. Услышал Господь ее молитвы. И случилось чудо! Ребенок вскоре начал видеть, а глаза женщины навсегда заволокла темная пелена.

Сын подрастал. Родители не могли нарадоваться на свое дитя, был он в семье отрадой и утешением. Когда мальчик прибегал с улицы, он забирался к матери на колени и рассказывал, как зеленеют листочки на деревьях, какие удивительные цветы растут на соседней клумбе, и как ярко светит солнышко. Слепая мать слушала дитя и радовалась.

Но вскоре случилось несчастье. Любимый сынок заболел, да так сильно, что был почти при смерти и таял на глазах. Тогда снова взмолилась бедная мать о помощи. Молила она день и ночь, чтобы Господь забрал ее красоту, а, может, даже и ее жизнь, лишь бы сыночек выздоровел. И снова услышал Бог ее молитвы. Ребенок вскоре стал поправляться, а на спине женщины вдруг начал расти уродливый горб. И вид ее стал так отвратителен, что муж не выдержал тяжкого испытания и ушел к другой.

Шли годы. Мальчик вырос. С каждый днем он становился все прекраснее. Особенно красивыми были его огромные глаза, которые сияли, будто сапфиры. Соседские мальчишки завидовали его ловкости и смелости, его силе и уму. Но никто не знал, что дома мальчика ждала слепая, горбатая мать, которую он стеснялся так, что боялся даже вывести на свет Божий. Вскоре сын начал тяготиться своей слепой матерью.

А затем и открыто упрекать ее. И однажды горбатая мать так надоела ему, что он решил оставить ее и уйти из дома. Мальчик решил стать юнгой. Он очень хотел быть капитаном и покорять моря за штурвалом большого корабля.

Калитка их дома печально всхлипнула, и взрослый сын ушел навсегда. Мать осталась одна. Лишь подслеповатые окна их дома смотрели вслед уходящему юноше.

Прошли годы. Слепая старуха становилась все слабее. Все труднее ей было жить в одиночестве. Но день за днем она усердно молилась за своего сына. Молилась, чтобы Господь вразумил его и сохранил от опасностей.

А сын тем временем вырос в отважного капитана. Он покорял бурные моря, совершал дальние плаванья. И казалось, не было ничего, что было бы ему не по плечу. Он был силен, могуч и статен. Глаза его сияли, будто сапфиры. На загорелом лице играла белоснежная улыбка. Но однажды случилась беда: на его корабль напали пираты, захватили судно, а его самого связали и бросили в шлюпку.

И носилась шлюпка по открытому морю несколько дней. И так сильно палило солнце, так мучила нестерпимая жажда, что капитан мечтал лишь об одном-единственном глотке воды. Казалось, в нем одном сосредоточилась вся его жизнь. И вдруг небо разверзлось, и явился Ангел с хрустальной чашею воды, чистой, как роса. Едва только моряк утолил жажду, как Ангел исчез. Подивился капитан.

Прошло еще три дня. Вдруг подул сильный ветер, небо потемнело, и разразилась страшная буря. Лодку бросало на волнах, словно щепку, вода стремительно наполняла дно. Внезапно небо пронзила молния, и снова явился Ангел. Одним взмахом руки он успокоил мятежную стихию. Но лишь море стихло, Ангел исчез. Второй раз подивился капитан.

Прошло еще несколько дней. Лодку бесцельно носило по морю, суши не было видно. Затосковал капитан. Но тут пришла новая беда. Вдалеке, плавно рассекая водную гладь, показалась стая акул. Хищники кружили вокруг лодки, постепенно сужая круги, словно чувствуя свою добычу. Подплывали они все ближе и ближе. Все больше и больше становились их острые, как нож, плавники. Тогда понял моряк, что ждет его неминуемая гибель. И лишь взмолился он к небесам, как вдруг расступились облака, и явился сияющий Ангел.

Одним жестом он усмирил хищников, которые тотчас исчезли в морских глубинах. И спросил изумленный моряк: «Кто Ты, что спасаешь меня уже в третий раз?» «Я Ангел, - молвил небесный воин. - Явился по молитвам твоей матери. Молитвы ее сильнее смерти, они и спасли тебя».

И тогда вспомнил капитан свою слепую, горбатую мать и заплакал. И взмолился он к Ангелу: «Верни меня, Ангел, на сушу. Верни, чтобы увидеть мою мать и испросить у нее прощение. А потом, если суждено мне умереть в морских пучинах, то я с радостью приму смерть!»

Внял Ангел его мольбам. И очутился моряк на суше. И спустя много лет прибыл он в свой город и нашел родной дом. Но жили в том доме чужие люди, и сказали они ему, что мать его давно умерла. Тогда опечалился капитан, горе его было так сильно, что побрел он на кладбище искать ее могилу. Но не нашел. И набрел он на пастухов, которые пасли стадо. Сказали ему пастухи, что мать его жива, что когда-то обманули ее недобрые люди, забрали их дом, а ее выселили в ветхую, крошечную хижину на самой окраине села. Там сейчас и доживает свой век его старушка. Обрадовался капитан и пошел искать ветхую хижину.

Старый, покосившийся домик встретил его скрипучими ступенями и прохладой сеней. В доме жила старость… «Проходи, сынок, проходи. Я ждала тебя, - вдруг услышал капитан тихий старческий голос. – Садись за стол. Я припасла для тебя самый свежий хлеб, который у меня был, и самую чистую воду».

И тогда увидел сын свою постаревшую, горбатую мать и заплакал, и бросился к ней в ноги. А слепая старуха костлявой рукой гладила по волосам своего непутевого моряка и тихо приговаривала: «Я знала, что ты вернешься, сынок, знала. Каждый день я молила о тебе Бога.

Я молила, чтобы Он вразумил тебя и исцелил от твоей тяжкой душевной слепоты». По морщинистой щеке матери катилась крупная слеза. «Чтобы ты жил, я стала горбатой. Чтобы ты видел, я отдала тебе свои глаза. Но душа твоя оставалась слепа... Но я знала, что придет день…»

Горько плакал капитан. Так горько, как никогда. Много он видел в жизни, видел и чудесные страны, и бурные моря, и бескрайние океаны, прошел много испытаний у штурвала своего корабля. Но не увидел лишь главное. Был так слеп, так черств сердцем, что бросил свою старую, незрячую мать, которая любила его больше жизни.

И был в тот день большой праздник. Казалось, даже старый дом встрепенулся и ожил, заиграл солнечными зайчиками на бревенчатых стенах. Но радость продлилась недолго. Через несколько дней капитан отплыл в срочный рейс в открытое море, обещав вскоре вернуться, чтобы забрать свою мать. Но корабль, на котором уплыл моряк, попал в бурю и разбился о скалы. Выжил капитан или нет, неизвестно, но с тех пор о нем никто больше не слышал.

А слепая мать все ждала сына. День за днем она коротала свои дни на солнышке, прося подаяния. А ночью отправлялась в свой ветхий, крошечный домишко, подслеповатые окна которого смотрели вслед ушедшему сыну. На спине старухи красовался огромный горб. Из-за этого уродливого горба дворовые мальчишки смеялись над ней и бросали в нее камнями. А слепая старуха пережевывала деснами черствые крохи хлеба и ждала. Она верила, что ее сын когда-то вернется.

Автор: Ольга Шелементьева, художественное оформление: Елена Сюткина, добровольцы Православной службы милосердия

Пожертвовать

17 марта 2012г.